equestrian6

Отлить в металле статую — дело не из простых. Можно представить, как это делают сейчас, но гораздо интереснее — понять, как скульпторы справлялись с такой задачей в XIII веке. viribusunitis1 опубликовал серию гравюр Робера Бенара из «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» Дидро и Аламбера, на которых показана пошаговая технология отливки бронзовой фигуры всадника.

«Энциклопедия» стала одим из крупнейших справочных изданий своего времени. Она состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. К её созданию приложили руку немало видных фигур эпохи просвещения. Бенар создал для издания почти 1800 превосходных иллюстраций.

viribusunitis1:
Руководство по отливке из гранита бронзы скульптуры всадника на лошади. Источник: Библиотека Мичиганского университета (США).

equestrian1
equestrian2
equestrian3


Да-да, это разборная форма из блоков. Внутри — вылепленная скульптором мастер-модель. Кирпичи состыковываются подобно кусочкам паззла:

equestrian5


Как пояснил в комментарии Станислав Журавлев, расплавленный металл подавался через трубки, обозначенные как «1», а через «2» отводился газ и пар:

equestrian6
equestrian6


В обсуждении записи в сообществе engineering_ru 22sobaki заметил, что примерно в одно время с этой инструкцией создавался памятник Петру I. По приведённой им ссылке — безгранично увлекательная история создания «Медного всадника». От мастер-модели, претерпевшей множество изменений, до технических трудностей создания самой статуи. А также о приключениях её циклопического монолитного постамента:

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.
Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке.
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».
http://walkspb.ru/pam/medn_vsad.html

Как раз те же годы, что и выложенная инструкция.


Собрано редакцией LiveJournal
в книжке "Жизнь Бенвенуто Челлини" я читала, как он крупные статуи отливал,
и там только его словами все описано - так и то было страшно интересно...
там про статую Персея очень подробно, какие были сложности.

а тут еще и с чертежами!.. теперь вообще все понятней стало

это классно, спасибо!
Спасибо что читаете : )
Ещё стал интересен момент с пост-обработкой статуй, после того, как их вынут из формы. Как-то довелось иметь дело с пластиковыми и оловянными миниатюрами, которые отливают в формах из двух частей. При простых, специально сделанных формочках, они всё равно отчаянно просят кусачек и надфиля. А тут целый 3D-паззл. В щели между кирпичами наверняка неплохо так затекало. Я уже молчу о литниках. А потом скульптору нужно было всё это спилить и зачистить...