Блогер Сергей Абдульманов рассказал, за что нужно недолюбливать некоторых маркетологов.

Знакомьтесь, это обычный литровый пакет молока:



• Проверка на внимательность: там 900 грамм. Рядом несколько по 950. Но пакет может быть воспринят как литровый.

• Проверка на знание физики. Рядом лежит похожий кефир. Объём измеряется в миллилитрах, масса - в граммах. Плотность кефира трагически выше плотности воды. То есть 900 грамм кефира 3,2% жирности - это примерно 874,5 миллилитров.

Второй пациент:



25 лет гарантии. Круто, правда? Есть одна проблема. Надо сохранять чек. Проверка, опять же, на знание физики. Чек у них печатается на обычной кассовой термоленте (я проверил на месте). У меня в офисе лежит много чеков. Мы их ксерокопируем, потому что через год-два они полностью выцветают. Самый старый чек, который видел коллега, держался 3 года в папке в архиве. Так сколько лет гарантии?

В общем, мы немного прогулялись по магазинам в режиме отладки. Понимание некоторых вещей требует базовых технических знаний и мышления.

Предупреждение

Сразу скажу, что я не продаю ни один из этих товаров, никак не связан с ним или его конкурентами. Я выбирал товары из класса подобных только потому, что они лежали ближе и доступнее на полке. Ну или привлекли моё внимание больше соседних. На конкретных марках и артикулах цвет клином не сошелся - аналогов море. Все суждения, в частности, относительно конкретных продуктов и брендов, оценочные, я могу косячить из-за незнания материальной части. Если я ошибаюсь - поправьте, пожалуйста. Ниже поговорим про мои личные ощущения и эмоции. Всё, поехали.

"Теперь без асбеста"

На товаре могут указать что-то предельно очевидное, что забыли написать конкуренты. Вот масло без холестерина, экслуатирующее биологическую неграмотность покупателя:


И без ядерных отходов. Странно, что это не указано на этикетке.

Проверка на биохимию: в растительном масле холестерина просто не может быть. Но написать надо. Помните комикс, да?



Ещё один пример - это сосиски без сои. Очень грубо говоря, если не делать их из мяса, то остаётся только два варианта - соевый текстурат либо жировая эмульсия. Так вот, на тех, что без текстурата, вполне логично написать, что они без сои. Дело в том, что покупатель может решить, что это утверждение тождественно утверждению "из нормального мяса".


Хорошая попытка

Мимикрия

Можно маскироваться под известный класс товаров. К примеру, есть маргарин, а есть масло. Достаточно оформить маргарин как масло и не написать на нём ни слово "масло", ни слово "маргарин". Оппа, что это у нас такое?


Во-первых, оцените окраску. Прямо вылитое масло, да? Во-вторых, обратите внимание на название - угадаете вы его только с третьей попытки (оно есть на ценнике). Род названия очень важен. В-третьих, сам ценник. Относительно недавно поменялись стандарты, и на ценнике заставили указывать тип продукта - в данном случае это не масло, а спред. Но вот закона, обязающего держать масло и маргарин на разных полках, как-то не вышло.

Вот ещё частный пример мимикрии: в кучу шоколадок затасовывается продукт собственной торговой марки магазина (если бы это была не СТМ, её бы положили отдельно):


Плитка кондитерская без добавления какао в полке с шоколадом слева и справа.

Внимательно читаем состав

Перейдём к ловким движениям с компонентами.


Икра. Слово "деликатесная" ни к чему не обязывает. Ну, вдруг кто-то любит картошку больше, чем икру, правда? Икра ведь внутри всё-таки есть. А мойву на крышке забыли случайно, наверное.


"Без консервантов" - но лимонная кислота в составе. Дело в том, что эта штука одновременно и вкусовая добавка, и регулятор кислотности, и довольно сильный консервант. Если её отнести в составе в класс регуляторов кислотности, то консерванты магическим образом исчезают из состава. Чудо!


Мне всегда было до безумия интересно, кто эти вот молодые бычки по такой цене. Ну что, я узнал.


Создаётся впечатление, что "на основе" - это "прямо натурально из них". Я, конечно, не спец, но судя по компонентам, шишек там мало, зато есть хорошо знакомый Sodium Laureth Sulfate и некая элегантно названная Aqua. Лаурилсульфат натрия - это сильное чистящее свойство, которое, судя по вики, заодно может быть сильным аллергеном. И последний штрих - кажется, рост волос стимулирует витамин В6, а не само средство - ну, судя по упаковке. Про витамин это доказывать не надо. Ну и что, что остальные не подписаны?

А вот старые добрые крабовые палочки. И хоть они не из краба (о чём, кажется, знают уже все), производитель всё равно честно предупреждает на упаковке, что они из рыбы:


Просто устоявшееся название

Названия и термины

Теперь пойдём купим воды. Если залезть в классификацию, то выяснится, что нас интересуют в первую очередь определённое стандартом слово "столовая" - это такая вода, которая может употребляться здоровым человеком каждый день без ограничений. Обратите внимание, она отличается от питьевой. Питьевую можно пить, а столовая - это подмножество питьевой, такая питьевая, которую можно пить каждый день, и тебе за это ничего не будет. Ну и есть ещё "лечебно-столовая", которую можно пить почти так же часто, если не фанатеть.


Столовая. Пишут сзади.


Ещё одна столовая. Тоже пишут сзади без лишних понтов (ну, учитывая цену - вполне понятно).


Тоже хорошая, но на ней одной не стоит жить год подряд.


А это уже талант маркетолога. Слово "настоящая" в стандарте не описано, зато звучит круто.


Детская вода? Что это такое? А есть учебная вода?

ГОСТы и названия

За этот обход примеры найти не удалось. Я помню, что мне попадалось пиво с ГОСТом на очистку воды на этикетке, плюс конфеты, где большими буквами было написано "Натуральные продукты" на лицевой стороне. На обратной оказалось, что это ООО "Натуральные продукты".

Читаем под звёздочкой

Девушка тащит меня в косметику кое-что показать:


Правильно читать так: "(Глубокое питание) и (увлажнение)". Увлажнение совсем неглубокое. Так, только поверхность кожи. Но среди целевой аудитории нет программистов.


А вот про такое я даже не думал. Давайте ещё раз: они обещают мне заметный результат через две недели. Как они проверили? Мыли голову вот этой штукой и, внимание фокус, ещё одной другой штукой. И эти обе штуки вместе оказали заметный результат. Почти идеальная логика.

Чтение сносок оказалось очень увлекательным. Вот пример из продуктов:


Почти такая же логика

Эксплуатация лени

Вот прекрасный пример агрессивной эксплуатации лени. Фасованная дорогая морковь сверху, но если откинуть 5-6 пакетов, можно увидеть обычную. Я знал, что искать, потому что мне нужна была пара морковок, а не сразу пачка.


Пока они не ныкают развесную морковь, я только за фасованную.

Разное


Полковник Сандерс умер в 1980-м году.


Фото оферты терминала, стрелочку я пририсовал для привлечения внимания к одному из пунктов. Пополнил баланс? Лови рекламу.

Цены

Раза три я покупал товар дороже, потому что под ним был ценник от другого дешевле. Самый яркий пример - "перепутать" ценники на большую банку зелёного горошка и маленькую. В рамках похода пример найти не удалось.

Но зато вот вам вариант круче.

Точка быстрой кормёжки. Посмотрите на картинку:



Видите подвох? Тут блин, там пирог... Всё хорошо, да? Но есть один нюанс. Напрягите зрение:

 

Вот примерно за такие разные штуки я ненавижу некоторых маркетологов.


Ознакомиться с полной версией поста и обсудить хитрости маркетинга можно в блоге автора. Кроме того, можно принять участие в оживленнейшей дискуссии на «Хабре».
Друзья, вы немного переврали мои слова во вступлении. Я проникся нелюбовью к которым маркетологам не в результате похода по магазинам, а до. А в походе объяснил, почему. И да - оригинал на Хабре всё-таки, там уже 400 комментариев с живым обсуждением.
—Спасибо! Сейчас исправим и дадим ссылку и на «Хабр».
Дав-ты будешь молодой и красивой,а не дав-ты будешь злой и неудовлетворённой!!
Ненависть к маркетологам, которые нас обманывают
А маркетологи для того и существуют, чтобы всякую xpeнь, подороже продать невнимательному покупателю.))
Торговля и обман - это многовековая история.
Маркетинг и пищевая торговля сегодня - изысканный
и хитроумный обман.
Манипуляции с ГОСТом можно увидеть на примере банок со сгущенкой. Раньше писали просто ГОСТ - ТУ. Теперь последние маскируются под ГОСТом для системы контроля качества - а то, что производят по-прежнему по ТУ дают мелким шрифтом где-то сзади.
Это не маркетинг. Это недобросовестная реклама или предоставление недостоверной или неполной информации. А маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена)))) А обман - это обман))) Но таких вот деятелей я ненавижу вдвойне ещё за то, что именуют себя маркетологами.
Интересный пост. Уловок действительно много.

Только вот с пакетом молока (900 мл вместо привычного литра), я считаю, никакого обмана нет. Это просто все привыкли, что там обычно литр. Но производитель, я считаю, вправе делать упаковку любого объёма.
Вот если бы в пакете было 900 мл, а на ценнике и/или упаковке было указано "1 литр", тогда бы это был обман. А в указанном в посте примере производитель честно указал, сколько молока в его пакетах.

Касательно блинов и пирогов - надо просто быть внимательнее и присматриваться. Тут обмана, на мой взгляд, тоже никакого нет :)
Скажу сразу: как и автор поста, я не имею ни малейшей коммерческой заинтересованности в предметной области. Пишу это, чтобы меня не заподозрили в поддержке тех или иных производителей продуктов.

Теперь по сути. Мудрая французская пословица гласит: "Никогда не присматривайся пристально к тому, что ты ешь, и к тому, кого ты любишь".

Неужели у людей нет других дел, как изучать этикетки соков, сосисок и выискивать, какие консерванты используются, из чего делают пельмени и т.п.?
Недоливают 50 г. молока, какой ужас! А за долгую жизнь этот "недолив" превратится в ж-д цистерну...

Ребята, вам просто нечем заняться!

Беспокоит здоровье - запишись в бассейн, бегай по утрам, делай зарядку. Не нравятся продукты в супермаркетах - покупай на рынке.
ст.159 УК РФ в чистом виде
Я давно уже за этим мошенничеством наблюдаю и считаю, что здесь есть все признаки состава преступления (Мошенничества). Удивляет только другое... Когда все это кончится?
Спасибо! И о шапунях...
Милые, шампунь априори предназначен (вы не поверите) для того, чтобы смыть грязь. Точка.
Если на нем пишут, что он улучшает рост волос и делает их гуще, не верьте. В лучшем случае вместо ПАВа (поверхностно-активного вещества) лаурил сульфата натрия в нем менее агрессивный лауроет сульфат натрия. Его концентрация в шампуни, четко контролируется такими органами, как FDA (в США), а у нас банальны СЭС (но часто, вы понимаете, это так бумажка). Но делают его не идиоты уж совсем и никто не будет накликать на себя беду, разъяряя народ и добавлять больше, чем допустимо. Для эффекта "густые волосы" достаточно добавить диметикон (или любой другой силикон) и вуаля, "мышиный хвост" превращается в "гриву". Впрочем о необходимости и вреде шампуней с сульфатами и силиконами уже писано-переписано.