Радиоведущий Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев написал замечательный текст об истоках первомайских празднований и некоторых новых веяний современности.

Я знаю, что на дворе еще февраль и до первомая еще жить да жить, но все же решил подготовиться заранее. Теоретически. Начнем с корней.

Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе - покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и торжества, в основном, чтобы пахота и сев удались.

Многие века праздник был сугубо языческим, природно-сезонным. В 1889 году Второй Конгресс Интернационала под руководством Клары Цеткин постановил праздновать его “всем мировым пролетариатом”. И мы праздновали, как праздновали!

Хочу вспомнить еще одну ипостась первомая. 1 мая 1807 года, английский парламент, с подачи Лорда Уилберфорса, принял решение – отменить работорговлю. Англичане не только сами прекратили это, но принялись, с поистине религиозным рвением убеждать другие страны последовать за ними.

Во Франции, в Португалии, в Испании, и, особенно в развивающейся Америке, на них смотрели как на чудаков. Все люди братья? Это что значит, мы, белые, культурные, образованные, с приятными манерами, умением играть на фортепьяно, писать чувствительные стихи, строить дворцы и храмы и прочая – мы братья этим дикарям? Извините!

И продолжали возить рабов, украденных из Африки перепроданных через прибрежные станции. На востоке ими обычно заправляли торговцы-арабы, а на западе - местные вожди. По 60 тысяч в год перевозили через Атлантику.

Английский военный флот патрулировал океанские пути, пытаясь остановить поток живого товара. Англичане даже организовали военную базу на испанской территории в Фернандо - По.

Над высокими порывами легко издеваться. Великий Гете тогда цинично писал - “англичане делают это с одной целью - оставить африканцев в Африке и эксплуатировать их прямо на месте”.

Бразилия протестовала - англичане хотят разрушить наше сельское хозяйство! На Кубе  видный христианский епископ заявлял, что рабство - это необходимый переходный период для окультуривания африканцев.

“Любые бездумные попытки освободить нынешних рабов, – писал он - будут для них катастрофой, поскольку они живут и работают на отлично организованных плантациях”.

Позже, после американской войны между севером и югом, окончившейся, как известно, отменой рабства в США, южные плантаторы назвали политику Авраама Линкольна “культурным геноцидом”.

Мы с вами сегодня знаем, что рабство - это плохо, но два века назад это понимали далеко не все. Выступавший в английском парламенте видный деятель, профессор права, заявлял что “нам не следует учить испанцев гуманности”.

Сегодня, двести лет спустя, мы по-прежнему учим. Правда на сей раз не испанцев, а ближний и средний восток, и не гуманности, а демократии.

Какое мы имеем право? У них свои традиции и культура, у нас свои. Если в исламском обществе женщины не стремятся к образованию, или не хотят чтобы их лечил врач-мужчина, или им удобно быть на полном материальном и моральном попечении отца, а потом мужа, то - что в этом плохого?

Покой, безопасность, обеспеченность. А с Запада все лезут со своей свободой и демократией.

И все же, если заглянуть в прошлое, получается, что лезть все равно надо.

Это -  исторические уроки первомая.


Обсудить в блоге автора