Недавно русская эмигрантка и путешественница Ольга Ханнинен подняла любопытный вопрос — зачем Спарте была нужна власть над древней Грецией, если спартанцам запрещена роскошь? «Восстанавливая в памяти историю Древней Греции, перечитывая классиков и современные источники, никак не могу понять мотивацию Спарты относительно власти над Грецией — зачем она была ей нужна и как Спарта собиралась ее удерживать? Непонятна как внешнеполитическая мотивация, так и внутренняя».

В древних мифах причина войны понятна: пограбить, чтобы жить лучше. В этом плане с Афинами все было в порядке. Но зачем это все аскетичной Спарте?

Ведь вопрос относительно как внутренней, так и внешней цели именно не реальных Пелопонесских войн, а в целом мотивации захватнической позиции Спарты, помню, не могла решить, еще когда училась в школе. Конечно, осуждала развратные Афины за их неудержимое стремление к грабежу и попыткам обложить данью союзников. Но хотя бы понятно, зачем афиняне это делали: ради того, чтобы жить в богатстве и довольстве, украшая свой город и развивая науки и искусства.
Но спартанцы?

Во имя стремления к поддержанию равенства по законам Ликурга у них была запрещена не только роскошь, но даже золото. Валютой служили железные деньги, которые нигде за пределами Спарты не принимались.

Искусства и науки поражали отсталостью. Когда кифаристы, игравшие на девяти и одиннадцати струнах, приезжали в Спарту, спартанцы перерубали топором им столько струн, чтобы остались только традиционных семь.

Периодически проводили ксенелассии - высылки нежелательных иностранцев, хотя те и так не жаловали Лакедемон, а что в нем ловить, например, гетере или торговцу? Железные деньги? Но были и забавные случаи, об одном из которых рассказывает Плутарх: выслали, например, оратора Кефисофонта, который похвалялся, что может говорить на любую тему целый день. Нашел где хвалиться: слово "лаконичный" откуда произошло?

Спартанцы жили в простых домах, срубленных топором, а двери можно было обрабатывать только пилой, обстановка и посуда обусловливались простым бытом, пищей и питьем. Попробовав спартанской похлебки персидский царь сказал, что теперь понимает, почему лекедемоняне не боятся смерти: она лучше, чем такая еда.
Причем ели мужчины не дома, а совместно во время совместных трапез сиссистий, на которые приходить сытым считалось позором и навлекало опасные подозрения в пристрастии к роскоши.

Илотов - зависимых крестьян - поили и показывали молодежи, прививая ей отвращение к пьянству и илотам, которых держали в страхе посредством криптий, периодических набегов с убийствами своих же собственных крестьян.

Простой была одежда у мужчин, которые часто даже хитона под плащ гиматий не надевали, и женщин, носящих дорический хитон, у которых почти отсутствовали украшения.

Говорить о спартанском воспитании агоге можно много, но в закаливание духа и тела в качестве необходимого элемента входило отучение мужчины от дома, начинавшееся с 7 лет и продолжавшееся всю жизнь.

Все это рассказываю для того, чтобы стало понятно, что внутренней мотивации улучшения личной жизни за счет войны у спартанцев не было.

Спартанцем можно было только родиться, хотя в более поздние века, когда проблемы с рождаемостью особенно обострились, бывали отдельные случаи получения спартанского гражданства иностранцем за заслуги перед государством. Тем не менее население сокращалось.

Тогда совершенно непонятно за счет кого спартанцы собирались удерживать те земли, которые захватывали?
Ведь они с трудом справлялись с восстаниями своих илотов и периэтеков - в разной степени зависимых крестьян, которым запрещено было носить оружие, петь военные песни и заниматься военной подготовкой.

Не только для содержания гарнизонов, но и даже для подавления восстаний в других городах-государствах у них просто не было человеческих сил.

Никакой такой положительной великой общегреческой или общечеловеческой идеи у спартанцев тоже не было, разве что отрицательная - против Афин.

То есть мне непонятны не разные реальные причины, которых разные авторы называют множество, но именно смысл - зачем она Спарте и, если выиграет, как Спарта собиралась все это хозяйство удержать и что с ним делать.

А Фукидид называет причиной Пелопонесской войны 431 - 404 г. до н.э. то, что своим усилением Афины начали вызывать опасение у Спарты.
Опасные, о как!

Может быть, типа движение - все, конечная цель - ничто, и война нужна была для того, чтобы спартанцам было чем заняться? Чтобы воины сохраняли боевую готовность и не расслаблялись?

Обсудить в блоге автора
Цель вполне понятная.
Надо было уничтожить заразительный пример. Спартанцы тоже люди и ничто общечеловеческое им не было чуждо. Но, его приходилось подавлять.
Да, тоже думаю, что для жизни подобного общества необходимо его расширение, развитие..., спартанский образ жизни вёл в тупик рождаемость снижалась, порядок в государстве поддерживать становилось сложнее, вот и понадобился внешний враг..., всё в истории повторяется.... В человеке заложено сстремление к свободе и справедливости, к сожалению заложено на генетическом уровне стремление к своей свободе и своей справедливости..., а вот уже после к свободе и справедливости своих детей, семьи, родственников соседей-земляков..., и т.д. Собственно технологии давно обогнали развитие моральное..., по духовно моральным качествам цивилизация всё ещё в каменном веке. Имхо.
При Фермопилах погибли не только 300 спартанцев, но и тысяча периеков.
Не совсем так: там погибли другие греки, в том числе и беотийцы.
Спарта прекрасно понимала, что набирающие силу Афины раздавят их при первой возможности. Вот и вся суть войны.
Похоже на то. Решили не ждать своей очереди быть "съеденными".
Да и характер не тот, чтобы ждать :)
Так Фукидид говорит. Но они же понимали, что победа их уничтожит.