Писательница Жанна Пояркова в привычно изящном духе напомнила своим читателям об известном инструменте легитимизации ксенофобии и ненависти к чужому — демонизации врага: «Сжечь женщину за то, что она делает микстуру, трудно, но если назвать ее ведьмой, связавшейся с Сатаной, уже гораздо легче».
Краткий и экспрессивный, но очень своевременный текст:

Один из самых простых приемов, позволяющих оправдывать любые мерзости, - это клеймление идеологических противников "нелюдями". Дескать, они так испорчены, так неисправимы, так ужасны, что никакие законы и никакие человеческие понятия к ним не применимы. Они фашисты, они орки, они одержимы демонами, а значит с ними можно делать все, что угодно. Сжечь женщину за то, что она делает микстуру, трудно, но если назвать ее ведьмой, связавшейся с Сатаной, уже гораздо легче. Ударить девушку - нужно преодолеть барьер, но если назвать ее шалавой Вельзевула, уже идет гораздо лучше, даже появляется азарт. Убивать людей за их взгляды как-то нездорово, но если представить, что они разрушены внутри, словно сифилитики, а с клыков капает слюна, то можно. Сложность человеческой натуры, зачастую сочетающая противоречивые вещи, неудобна, если нужны простые лозунги. Поэтому противник должен быть переведен в статус недочеловека, с которым можно расправиться любыми средствами. Этот прием используется и тем, и другим лагерем. Он одинаково явно проявляется и у коммунистов, и у либералов, и у националистов, и у кого угодно вообще. Таково свойство человеческой натуры - необходимо упрощать противника, чтобы его уничтожать. Нужно психологическое обоснование.

Название пороков и неприятных идеологий, привычек, етс нечеловеческими несет и еще одну проблему - таким образом называющий "нелюдями" других не замечает в себе таких же черт. Чем отличается желающий сжигать в печах других ватник Лукьяненко от желающего сжигать в печах уже Лукьяненко человека, которому ватники вроде него люто ненавистны? Немногим. Нет никаких "нелюдей", хотя это сложно понять. Все эти отвратительные вам существа с разными невероятными пороками, лживостью или глупостью, - люди. Заблуждения, как и пороки, свойственны человеческой природе. И более того - если ваш самоконтроль будет ослаблен, интеллектуальный анализ не будет проводиться, верх возьмут привычки или желание повторять удобно скроенные лозунги, а потом еще все это соединится с жаждой комфорта, то эти свойственные очередным "нелюдям" вещи будут свойственны и вам. И мне. Никто не застрахован от того, чтобы стать мудаком. Над тем, чтобы этого не произошло, нужно работать.

Вопрос о том, кого нужно, а кого не нужно сжигать в печах, постоянно в той или иной форме встает перед теми, кто хочет изменить положение вещей, причем неважно, левак это или монархист. Все хотят понимания, кого же расстрелять, а кого повесить на столбах, когда они придут к власти, будто это решит все проблемы. Столбы традиционно увешиваются трупами, но проблемы возникают снова и снова. Привлекательная мнимой простотой затея зачистки, упрощения жизни, но она нигде не сработала, даже у крайне умного Ленина, который считал, что носителей противной идеологии нужно уничтожить, не допустив ее возрождения (что было логично, но результат - дрянные иконки с лицами Романовых сегодня), закрыв главу. Часть противников лидерам действительно приходится физически уничтожать, но нужно понимать, что это никакие не нелюди, а носители идей, опасных для того, что ты хочешь построить. И что ты убиваешь людей, каким при неудачном/ином раскладе мог бы стать и ты сам. Можно совершать все, что угодно, если ты при этом четко осознаешь совершаемое и готов к последствиям.

Вопрос о том, нужно ли кого-то убивать, слишком сложен, чтобы его стоило здесь рассматривать. Но если ты хочешь это сделать, не нужно прикрываться "нелюдями". Нужно отдавать себе отчет, что твое желание - ходить забрызганным чужими мозгами. Но как правило крики о "нелюдях" идут в четкой связке с моралью, защитой духовности и прочими вещами, плохо совместимыми с продемонстрированным мышлением, что делает эти крики еще более неуместными.


Обсудить в блоге автора

Но,некоторых как это ни прискорбно убивать необходимо!причем еще в детстве,например небезызвестного мальчика Вову с васильевского острова...
Хороший пост, как раз на злобу дня так сказать.
Странно - что никто не читает или почему тишина?
"ватник Лукьяненко" :))))))))))))
Здорово насмешили. Живот заболел.
Почему всегда, если человек этнический украинецъ - так он непременно "ватник"?
Слово "ватник" здесь не имеет отношения к этнической принадлежности и призвано обозначать определённый склад ума.
-Но как правило крики о "нелюдях" идут в четкой связке с моралью, защитой духовности и прочими вещами, плохо совместимыми с продемонстрированным мышлением, что делает эти крики еще более неуместными.

Как правило, сегодня эти крики идут в чёткой связке с удобным креслом и уютным бложеком, в котором и публикуются. И дальше бложека не идут. И хорошо. Если нельзя всех людей сделать добрее и лучше, можно хоть дать им другой канал для выпуска пара, при пользовании которым они друг другу головы проламывать не будут.
Чем отличается записанный некой блоггершей в "ватники" Лукьяненко от блоггерши, записывающей его в "ватники"? Тем, что это она своей лексикой расчеловечивает его, а не он её. То есть, Лукьяненко лучше неё уже этим.

Когда в России начнут сажать за слова "рашка" и "ватник" в применении к стране и людям, не жалуйтесь. Вы долго на это работали. Все поймут.
в отличие от Лукьяненко, блогерша не устраивает джихад против неприятных людей.
Я давно думаю о том, что произойдет с миром, если всем начнут прививать вакцину против лжи
Слишком много букв : пустые слова складываются в такие же пустые фразы, образуя на выходе совершенно бессмысленный текст рефлексивного никчемушника, не заметившего то, что он сам не удержался от криков "НЕЛЮДЬ!"(Лукъяненко - ватник!).

С моей т.з., нужно немножко сократить аффтарский текст. Если от всего унылого безобразия оставить вот это :

"Вопрос о том, нужно ли кого-то убивать, слишком сложен, чтобы его стоило здесь рассматривать. Но если ты хочешь это сделать, не нужно прикрываться "нелюдями". Нужно отдавать себе отчет, что твое желание - ходить забрызганным чужими мозгами."(с)

, то получится вполне драйвово и пронизительно-доходчиво. На такой острый авторский вскрик мне даже хочется честно, как на духу, ответить : - ДА! Я имею желание ходить забрызганным чужими мозгами! Воспалёнными мозгами генерящих бессмысленную муть аффторов-графоманов...
Что поделать..
Лукъяненко отличный писатель, но херовый человек...
Не всем же быть идеальными..
Потом когда рассосётся ажитация..Когда выяснится, а были ли бандеровцы..
Тогда может и покается...
А так ну его к хуям...
ЗЫ..А книжки у него хорошие...
А я вот что скажу. Сегодня год не 1917, сегодня не царизм, так или иначе, по меньшей мере официально, в той же Украине политический уклад не монархия, а демократия, что означает, через год, через два так или иначе придут новые выбыры, вот и боритесь! ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ! При помощи выборов, выдвигайте программы и орбъясняйте, как вы собираетесь их выполнять, а народ - путем голосования - скажет свое слово, к кому, к какой партии у него больше доверия.
Так нет же, нам охота майданить, нам охота на баррикады.
Но ничего не происходит просто так, кто_то стоит за всем этим, кто-то использует вот это все - психологическое - живущее в человеке, на свою пользу, кто-то манипулирует нашими страхами и нашей ненавистью, потмоу что борьба за зоны влияния идет дальше.

"Теодор Адорно анализирует ту почву, на которой расцветают тоталитарные режимы. Мы не говорим сейчас о вожаках, а обращается к тому большинству, которое послушно следует за вождем, потому что без этого большинства никакой режим не был бы возможен. Мы уже видели, что эти люди вовсе не преступники, лишенные каких бы то ни было представлений о морали, напротив, они прекрасно различают, что хорошо и что плохо. Но почему тогда они с такой легкостью позволяют себя соблазнить?
Итак, гуманные нормы прививались этим людям теми «пе-дагогическими» методами, которые, скорее, похожи на дресси-ровку, чем на воспитание. Адорно называет их принудительно-репрессивными. Это когда запреты налагаются исключительно строгостью, вместо того, чтобы сказать: «Мне очень жаль, что приходится от тебя требовать..., я понимаю, тебе этого не хочется, но все же...» или что-то в этом роде. Когда эти требования то и дело направлены против твоих желаний и потребностей, а значит, против самой твоей личности, у тебя появляется ощущение, что происходит это не потому, что того требуют сами жизненные обстоятельства, а исключительно по прихоти других, которые сильнее тебя. Тогда ребенок, вытесняя собственные желания, учится чувствовать чувствами других, их мнение становится ему важнее собственного мироощущения.
Все, однако, имеет свою цену, когда он сам, по сути, никому не важен, а важна им всем лишь одна эта «дурацкая мораль», которая защищает только других, то и врагом становится именно мораль. Как направить ненависть на непосредственных притеснителей, от них он целиком зависим, их он любит, более того, он идентифицирует себя с ними: идентификация с агрессором, как мы уже знаем, помогает преодолению страха. Результатом, среди прочего, может стать, своеобразный вид «правдолюбия», когда человека то и дело больно ранит принципиальная несправедливость этого недоброго к нему мира. О том, что такие люди всегда готовы, не раздумывая, пойти за тем, кто предложит им «новую правду», мы уже писали. Ведь такая борьба не требует от отказаться от той морали, которая была вбита гвоздями в твою голову, напротив, она позволяет и дальше гордо нести ее знамя. В то же время предоставляется возможность открыть двери той тюрьмы, в которой до сих пор томились твои агрессивные и ненавистни-ческие влечения. Таким образом, внутренний конфликт оказыва-ется разрешен: теперь не я вонючий и грязный, не я ленивый и недостойный, не я паразит и тунеядец, это они, те самые другие, и их не жаль уничтожать.
Все авторитарные режимы или националистические движе-ния под личиной защиты народа от его «врагов» и в целях «луч-шего переустройства мира» объявляют определенную нацио-нальную или общественную группу вне закона, и тогда по отно-шению к ней уже не действуют никакие моральные нормы. При-чем, ничто не мешает мне по-прежнему считать себя вполне мо-ральным человеком, ведь не для себя стараюсь, я для общества.
Как писал когда-то Наум Коржавин:
Наивность, хватит умилений,
Она отнюдь не благодать!
Наивность может быть от лени,
От нежеланья понимать,
От равнодушия к потерям,
К любви, но это тоже лень,
Куда спокойней раз поверить,
Чем жить думать каждый день!
Так бойтесь тех, в ком дух железен,
Кто преградил сомненьям путь,
В чьем сердце страх увидеть бездну
Сильней, чем страх в нее шагнуть.
Таким ничто печальный опыт,
Их лозунг: «Совесть наш гранит!»
Такой весь мир в крови потопит,
Но цельность веры сохранит.



Демократия в Украине? Честные выборы? Ну-ну... Сказок начитались?
После слова "ватник" применительно к человеку, мнение об авторе скатывается ниже ватерлинии.
Нет смысла читать дальше, нет смысла тратить время на эти слова, нет смысла тратить нервы.