насилие в играх

Представим, что компьютерные игры действительно пропагандируют насилие. Если так, то что опаснее — бесхитростные стрелялки, в которых игроку дают в руки оружие и поручают с его помощью выкосить пару десятков врагов, или завуалированная, а потому совершенно безнаказанная, пропаганда уничтожения живых существ в галактических масштабах, при полном отсутствии видимого насилия на экране?

В прошлом активный игрок, а ныне активный блогер, Борис Самарин, написал пост, в котором иронизирует на тему того, какие игры на самом деле следовало бы запрещать в первую очередь.

tielestr:
Я слышал, что в думе сейчас рассматривается новый закон о предотвращении «открытой пропаганды насилия в компьютерных играх». И надо сказать, что подобные меры ожидаемы и вполне справедливы. Мало что так провоцирует детей на совершение убийств, как современные компьютерные игры. Я полностью согласен с этим тезисом, но я хотел бы уточнить в нем кое-что. На мой взгляд, экшены и шутеры и прочие носители «открытой пропаганды насилия» создают меньше всего проблем. Ну правда, кто воспринимает эти стрелялки всерьез? Упрощенный до крайности игровой процесс, примитивный сюжет, картонные персонажи и минимальное сопереживание случайным партнерам по команде в сетевой игре. Да ребенок и внимания на это не обращает, в таких играх у него спинной мозг работает, а головной — отключается. Но есть другой пласт игр, в которых насилие принимает завуалированную форму и оттого легко уходит от праведного гнева родителей, законодателей и просто граждан с активной гражданской позицией. Общество думает, что если в игре не видно крови и трупов, то все в порядке. Только это не правда!

Я порядком отстал от игровой индустрии за последние годы и поэтому приведу в качестве примера несколько довольно старых игр. Но те люди, которые схватят суть сообщения, легко поймут, какие из современных игр попадают в эту категорию. И, надеюсь, постараются оградить подрастающее поколение от по-настоящему опасных игр, пропагандирующих насилие завуалированно (и поэтому совершенно безнаказанно).

И так, рассмотрим несколько замаскированных уничтожителей детской психики.


Планирование массовых казней и уничтожение мирных планет — повседневные обязанности игрока в Galactic Civilization.


Galactic Civilization (1,2, addons) — игра может и выглядит безобидно. Но если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос маленьким тираном или социопатом, лучше вам держать его подальше от этой игры! Пусть здесь вам не покажут убийства и расчлененку крупным планом, но зато вы увидите миллиарды смертей в статистике игры. Ведь здесь игроку предлагается вжиться в шкуру не какого-то жалкого маргинала, убившего может быть 50 или 100 невинных граждан. Здесь игрок становится кровожадным диктатором, уничтожающего миллионы и миллиарды ради сомнительных целей. Как вы думаете, человек одобряющий убийства миллиардов может считаться нормальным? А хотели бы вы такого латентного серийного убийцу видеть в школе, за одной партой с вашим ребенком? А хотели бы, чтобы такой тиран оказался в правительстве? Именно с молчаливого одобрения игроков в кровавые глобальные стратегии можно устраивать массовые казни и бессмысленные войны. Для них в этом нет ничего особенного! Подумаешь, они в играх каждый день целые планеты на смерть обрекают! Вы их после этого хотите холокостом напугать? Я уж не буду рассказывать про систему мировоззрений цивилизаций в этой игре, которая всячески поощряет жестокость. Больше граждан убили? Вот вам больше бонусов!


В «космических рейнджерах» очень трудно выиграть не прибегая к вымогательству, заказаным убийствам и грабежам.


Космические рейнджеры (1-2) — это древняя игра про космос, которая сейчас снова обрела популярность благодаря недавним обновлениям. Вы спросите, что в ней опасного? Ведь там нельзя убивать миллионы людей. Это верно. Однако игра навязывает человеку совершенно неадекватную модель поведения. Причем делает это весьма скрытно, маскируя свое негативное влияние под «свободой действий». Вы только посмотрите, как ведут себя персонажи игры. Половина из них — это пираты, которые кошмарят мирный бизнес. И игроку настоятельно рекомендуют самому стать пиратом! И даже если он такое щедрое предложение отвергнет, он все равно попадет в паутину ненормальных общественных отношений. К примеру, вы можете убивать пиратов и правительство планет это одобрит. Что?! Да это же самосуд в чистом виде! Наигравшись в этот ужас, ребенок может подумать, что должен убивать своих обидчиков, вместо того чтобы обратиться в компетентные органы! Я уж молчу про то, что едва ли не каждый персонаж там «ботает на фене». Игра явно романтизирует уголовников и создает у человека ложное впечатление, что сидеть в тюрьме интересно и весело. А хуже всего то, что в Космических Рейнджерах очень силен эффект вживание. Человек так сильно ассоциирует себя с героем, что не может отделаться от навязанной модели поведения и в реальной жизни.


Эта игра просто мечта русофоба. Где еще можно забросать русские города ядерными бомбами, пользуясь формальным поводом к войне?


Defcon — игра вроде бы абстрактная. В ней вы управляете государством в состоянии ядерной войны. Но карты континентов, схематичные изображения ракет и самолетов — это все, что в ней есть. Но скажите, положив руку на сердце, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок играл в ГЕНОЦИД? Да-да, геноцид — этим словом можно обозначить цель и смысл этой отвратительной игры. Вы не должны заботиться о жизни своих граждан, вы не должны пытаться урегулировать конфликт! Все, что от игрока требуется — сжечь как можно больше невинных людей в горниле термоядерного апокалипсиса. По сути это — квинтэссенция человеконенавистнических настроений в чистом виде. Убил всех в Defcon? Почему бы не выйти на улицы и не убить всех на самом деле? Разве может ребенок адекватно оценивать человеческую жизнь, проведя детство за игрой в Defcon? Конечно нет. Для него человеческие смерти — это всего лишь статистика. Которая становится тем лучше, тем больше человек погибнет. Но главное опасность состоит в том, что такой человек может однажды попасть на военную руководящую должность. Что бы вы подумали, если бы выяснилось, что Путин и Шойгу часто играли в Defcon по сети? Страшно не стало? Не вспомнили полковника Риппера из Доктора Стрейнджлава?

Я бы на вашем месте боялся. Боялся, что дети доберутся до подобных игр и станут социопатами и тиранами, которые убили бы все человечество, дай им только такую возможность. Да, эти игры устарели и едва ли современные дети про них вообще знают. Но такие игры выходят и сейчас, при том с самыми низкими возрастными рейтингами! Вы только посмотрите на какой-нибудь кровожадный Endless Space там или внешне благопристойный Minecraft, который вызывает совершенно ненормальную игровую зависимость. Все это действительно ужасно. Уж лучше пусть дети в GTA 5 играют или там Battlefield, чем в это. В худшем случае ребенок вырастет и станет гопником или военнослужащим-контрактником соответственно. Всяко лучше, чем маленьким тираном.

Распространите эту запись, чтобы помочь остановить насилие в школах! И показать депутатам и широкой общественности, от каких игр исходит опасность на самом деле!

Обсудить в блоге автора
В каждой шутке есть доля шутки.
Автор в целом прав, что некоторые игры могут быть опасны, навязывая определённую модель мышления.
Автор на самом деле так не думает.

Конечно, игры влияют на мышление. Также как и вообще все, что ребенка окружает.
Но их влияние совсем не так очевидно и не так пагубно, как кажется авторам законопроекта по ограничению продажи игр. "Поиграл в игру N - стал подонком" - так это не работает.
Да, но «провёл 15 лет жизни, играя в игру N — стал ...»: такое теоретически может работать.
Провёл 15 лет жизни, играя в игру N — стал безнадежным задротом, да. :)
Кстати да. :)

Т.е. мысль в том, что тут могут быть малые эффекты. Как в курении. Одна сигарета безвредна, а если курить регулярно на протяжении многих лет, то вредно.

Edited at 2014-03-17 02:42 pm (UTC)
Эффекты и вообще влияние - есть. Только в отличие от курения, воздействие тут крайне не очевидно и его практически невозможно отделить от всех остальных бесчисленных факторов, влияющих на сознание. Чтобы можно было однозначно сказать, например, что у Имярека поехала крыша потому что он играл в игры. А если бы не играл - не поехала? А может быть и поехала бы, только на почве какого-нибудь другого увлечения? Сознание человека - темное место, тут все не просто.
Можно сказать, если случаи повторяются и есть статистика.
Оставлять родителей в одиночку воевать информационную войну с множеством телеканалов, производителей игр и прочих тоже вряд ли правильно. Вы бы одобрили продажу игрушек, например, с радиационно опасными материалами, под видом, что родители сами должны думать, покупать или нет? Помнится, такие случаи были, и кто-то всё равно покупал, потому что может недооценивать опасность и верить, что раз есть в продаже, то значит безопасно.
а может родителям надо следить за детьми? у меня куча примеров, где отец семейства следит за сыном (во что играет на комп-е) или когда мать семейства следит за тем, что смотрят ее дети по интернету (фильмы и т.п.).
почему родителям никаких претензий не предъявляют?
Если государство начнёт предъявлять такие претензии к родителям, то это будет в виде помещения ребёнка в детский дом за то, что где-то проболтался, что играл в такую игрушку. При том что нет формального основания в виде повышенного возрастного рейтинга.
тогда почему бы не сделать что-то вроде агитации? слово подходящее на ум не приходит, чтоб родителям ненавязчиво говорили, мол следите за своими детьми! а то так и вырастет тупое стадо, детей наплодили, а образованием должно только государство заниматься
"а то так и вырастет тупое стадо, детей наплодили, а образованием должно только государство заниматься"
Государство должно перестать вмешиваться в личную жизнь граждан. В частности, не должно быть никакой речи об ограничении абортов или об их изъятии из бесплатной программы ОМС. Потому что, как Вы правильно отметили, нежеланные дети - это потенциальные социопаты, от которых обществу и государству будут одни расходы и вред.
с Вами согласна. просто если смотреть в корень, то государство должно оставить воспитание детей на плечах родителей.
Это идеальная концепция, которая хорошо будет работать в равноправном, феминистичном обществе. Пока же у нас женщины с детьми подвергаются сильной дискриминации - государство закрывает глаза на то, что сотни тысяч (или даже миллионы) отцов не платят алименты. Пособия на детей - грошовые, не хватает даже на ребёнка, а ведь матери тоже надо что-то кушать во время декрета. Детские сады принимают только со взятками или через огромные очереди. Медицина бесплатная только на словах. Женщин, имеющих детей, неохотно берут на работу в частный сектор, не доверяют высокие посты и неохотно отпускают на больничные и в декрет. Остаётся бюджетный сектор, там соблюдают ТК, но там зарплаты по нижней границе прожиточного минимума. И вот как в текущей ситуации совсем перекладывать воспитание детей на плечи родителей? (считай, на плечи женщин, ведь отец в любое время легко исчезает с горизонта)
я с Вами полностью согласна. но когда речьо том, что нужно поднимать демографию, так женщина героиня, деньги вон выплачивают, которые потом и забирает государство. а на деле, женщина в нашей стране - как овощ. образ успешной женщины уже растоптали в обществе с подачи все тех же чиновников. везде все лучшее мужчинам, а женщина... а женщинам они же и придумали "твое место на кухне, женщина". была б только воля у наших женщин, так дали бы отпор, но пока остаются те, кто готов просто прислуживать...
Возвращаясь к теме поста.
Чтобы родители могли «следить» за детьми, надо, как минимум, обеспечить их информацией о том, какие игры опасны. Например, в виде возрастных рейтингов. Речь ведь о том, что сейчас такие игры не помечаются никак. Можно играть в ядерную войну или взрывать планеты, лишь бы не было крови на экране крупным планом.
Сколько социопатов и маргиналов было в до компьютерную эту? Все дело в семье...Я так думаю..
Я тоже думаю, что игры исподволь оказывают большое влияние на формирование норм социального поведения у подростков. Но цензура - тоже не вариант. Я бы шла от конструктива: не запрещать игры, а создавать организацию или рекомендации или сертификат какого-нибудь экспертного совета - в общем, опознавательный знак для родителей, которые хотят покупать игры, проверенные на социально-приемлемые нормы и сюжет (без убийств и грабежей).
Вы имеете в виде детей? Ну скачают, но не все же. Есть родители, которые находятся в хорошем контакте с детьми и заботятся о таких вещах, как сюжет компьютерных игр. С какого-то возраста это, конечно, перестаёт работать, но лет до 11-14 вполне реально с помощью таких рекомендаций помочь родителям выбирать ненасильственные игры.
уау, оказывается я маленький тиран!) играл и в GC2, и Ренджеров прошёл до победного конца (отнюдь не вымогая и не сражаясь с пиратами).
А в Endless Space вообще устраиваю геноцид сразу семи разумных рас... Правда, ещё не понял как Майнкрафт может отразиться на психике, пока не замечал за собой желания перекладывать метровые кубы и мочить зомбарей-прохожих киркой. Это бред. Уж лучше быть латентным диктатором и тираном, которому для реализации идей нужно прийти к власти, чем быть гопником.

"Что бы вы подумали, если бы выяснилось, что Путин и Шойгу часто играли в Defcon по сети? Страшно не стало?"
насчёт Дефкона не знаю, но если бы они играли в Цивилизацию, я был бы очень рад. Ибо геноцид геноцидом, но игрок в первую очередь стремится к благополучию своих граждан, хоть и за счёт других.
Автор статьи (это я) все указанные игры на самом деле очень любит. И в этом посте стебется над запретами игр, жаль, если не все люди разглядели иронию.
Играю в игры более десяти лет, и до сих пор не устроил геноцид, что я делаю не так?