1275241455_fotonatjurmort001


«Вчера должна была рожать, но не стала и вместо этого пошла на лекцию про фотографию», — пишет в блоге Лида Павлова, профессиональный таролог, и фотограф-любитель.
Лекция-диалог искусствоведа Ирины Толкачёвой и фотографа Марии Ионовой-Грибиной была посвящена натюрмортной фотографии и натюрморту вообще. И натолкнула Павлову на мысль показать и рассказать всё, что сама она знает о фотографических натюрмортах. А поскольку в архиве блога 6igella можно найти сотни единиц отсмотренного визуального материала, этот пост — настоящее богатство для любого ценителя:

я знаю, что большая часть здесь и не чисто натюрморт в настоящем смысле слова может быть, но так веселее.




фотография выше, например, показывает, что натюрморт может существовать сам по себе и для себя и вообще ничего не выражать (:

сначала про не очень интересное. традиционный натюрморт.

либо весь про форму, цвет и сам конкретный предмет (формальное):






(или вот вообще практически абстракция)




(в плане формы ещё мне особенно нравится способность фотографии-натюрморта вмещать ещё одну фотографию - или любое изображение)




...либо он, как любила делать традиционная живопись, создаёт аллегорию (атрибуты времени года, например, удивительно популярны, везде они, и скомпанованы даже чаще всего более-менее по "ещё тем" канонам) - диалог с традицией:






где-то рядом с традиционным (ориентирующимся на худ.традицию) - то, что я называю "просто натюрморт".
он для рассматривания, любования, размышления над предметами.




часто ярко выражает определённую эстетику, а через неё и культурный срез. композиция не просто, а наделяется неким смыслом (message), но сложно однозначно сказать, в какой мере.




вот здесь и эстетика недвусмысленная, и символизм тоже






тут вот уже метафизика. метафизика и разложение и мёртвые птички




просто-натюрморты могут быть метафорой




или настроением




«настроенческие» доходят и вовсе до чего-то импрессионистического






а вот вариант прикладного натюрморта (для создания паттерна для календаря), это такое прям наивное искусство


Kathrin Koschitzki



такой просто-натюрморт как-то граничит с натюрмортом-фиксацией жизни, а где именно граница — я не знаю. но на концах у них, конечно, совсем разное.

вот тут ещё непонятно, к чему отнести. фиксация — да, формальный интерес — тоже да (это и «смотрите что (именно) я съел», и «смотрите какое оно красивое»)




это уже ближе к просто документации («как инстаграм, только красиво»)




тут уже чисто lifestyle: предметы ярко выражают образ жизни. одновременно рассказывают о нём (показывают отношение даже где-то) и документируют




отражение быта часто может быть и символом определённой культуры, т.е. не только стиля жизни, сколько всего за ним стоящего




а ещё мне ужасно нравится, когда такой lifestyle бесхитростный, искренний и не претендующий на то, чтобы вообще быть фотографией. остаётся как бы только сама жизнь, не отвлекает на красоту формы, показывает только ту красоту, что была изначально в изображённых предметах и между ними. такие фотографии почему-то многие не любят и обижают :)




из лайфстала отдельно мне нравится дневниковая функция фотографии-натюрморта. вот как-то так:


Анастасия Соворонок



отдельно - для меня, а на самом деле, наверное, нет — есть самые прекрасные натюрморты-странности. когда цель — показать искажённое, несуществующее с помощью предметов.

особенно интересно, как странности может быть совсем-совсем немного — как здесь, вроде обычный «формальный» натюрморт, но — странно же как-то: белые, одинаковые, на привидения похожи...


Shaun Boyte



уже чуть страньше, но всё равно непонятно, чем. просто «не бывает таких натюрмортов», что-то не вяжется — и от этого странность




ну или уж вообще абсурдное (всей душой обожаю эту фотографию)




можно показать странное+метафоричное в обычном (когда found-натюрморт, несконструированный, передаёт что-то, кроме своей прямой сути)




просто музейная экспозиция:




и, конечно, можно передать натюрмортом полноценную creepy-атмосферу






а вот просто creepy-абсурд. кстати, тоже found, честно




натюрмортом (композицией предметов) может являться целая сконструированная реальность.
вот мой любимый Walter Wick, который сам строит целые миры, а потом снимает их. а потом ещё и детские книжки с ними делает, где надо предметы искать. только, к сожалению, его работ в сети ну считай что нет :(


Walter Wick



а вот более простое, но тоже новая реальность, миротворчество






оживание предметов — создаётся история о том, как предмет живёт. может выглядеть очень круто:






а можно и вовсе сделать с помощью фотографии из явно неживого предмета существо. я такого немного видела, но оно есть




нарратив: история, рассказ, сценка из предметов - как кадр из мультфильма





(встречала давно феерическую нарративную серию из игрушек, они там разговаривали, похоже на комикс, реплики - на крашеной в советско-зелёной стене; прекрасное; не смогла найти сейчас...)


здесь есть и действие, и повествование (и контраст с живым, с не-натюрмортом):




натюрморт ещё самая логичная форма для рассуждений о материале, исследования свойств материала




для провокации тоже подходит



(по-моему, они очаровательны. я вообще хотела найти что-то более противное и провокационное, но как-то не нашлось, зато вот кексики)


концептуальный натюрморт, разумеется. в данном случае его концептуальность в плане «натюрморт-высказывание» — буквальна. высказывание, даже крик души:







тут предметы как посланники: message-medium.


композиция из предметов, которые вместе дают новый сюжет (часто не-натюрмортный). уже в принципе может и не натюрморт, а просто файн арт с помощью предмета, ну да не так важно


Sharon Nowlan



натюрморт, как вообще всё, передаёт магию. либо просто атмосферой и «чем-то необычным»








либо с помощью создания на фотографии чего-то, что не видно в жизни, иногда и вовсе визуальной игрой




натюрморт как документация процесса.
например, изображение действия или явления с помощью участвующих предметов






но это скучно. уже интереснее, когда задокументирован результат действия, а стоящее за полученным предметом — читается







да, я люблю вышивку) здесь это, конечно, и за счёт странности предмета-результата работает.


а вот тут — ёмкое изображение, за которым стоит простое действие-ритуал. важен не столько сам венок, сколько то, что он был собран и положен на песок




про ритуалы, на мой взгляд, совершенно прекрасно у Дэвида Бирна (David Byrne), у него целая книга есть — Strange Ritual. он там исследует уже существующую ритуальную и сакральную культуру (отличные found-натюрморты), и создаёт свои ритуалы — и, конечно, документирует. вот, к примеру:


David Byrne


(не знаю, что тут с чистотой жанра, но who cares, когда тут такие диваны)


или вот фраза из предметов — поиск был сам по себе процессом, составление - своего рода ритуалом:


David Byrne



про фотографию (не только натюрморт, а всю) как документацию и конфирмацию ритуального и/или сакрального действия я вообще хочу и могу сказать много, но не здесь, да и материала всё равно пока не собрано. но это самое, самое важное.

и вот ещё теперь про вилки (это «термин» с лекции, значит фотографию одного предмета). мне важно именно то, что это не просто фотография одного предмета, а что она ради конкретного предмета. что часто он сам всё что надо и передаёт, а фотография тут уже вторична сама по себе.

часто это предмет-символ








или к тому же ещё и предмет-произведение искусства






или же предмет ценен своей странностью, необычностью, и с помощью этой странности что-то транслирует






или мало ли ещё что. они просто все прекрасны, каждый предмет можно рассмотреть, и тут интересно именно соотношение степени, в которой фотография (и фотограф) должны в этом помогать, и в которой — не мешать.

ну и вот мой любимый псевдо-натюрморт. все знают этот жанр «аккуратно разложенное содержимое моей сумки». прекрасная подделка — показывает, как один жанр влияет на другой, и как это весело


Calum Creasey



в общем-то, всё. в смысле пост всё, а натюрмортов и того, что они умеют, очень много. например, я уверена, что есть также натюрморт как
- документальная съёмка каких-нибудь важных (социально, исторически) явлений. да, именно через натюрморт. это как репортажи Пинхасова, только не вот эта атмосферность подменяет события, а материальное окружение
- косвенное указание на произошедшее событие (из серии found-натюрмортов)
- совсем трэш (намеренное вызывание ужаса, отвращение и прочих чувств)
но примеры не нашлись.

зато есть ещё пара картинок, которые мне было скучно куда-то классифицировать, поэтому
просто картинки













Прочесть пост целиком и обсудить его в блоге автора