Велодорожки
фото из журнала ivandaf


Александр Шумский, руководитель проекта Probok.net, написал в блоге два замечательных поста, рассказывая о проекте реконструкции Пятницкой улицы и обосновывая нужность создания на этом пространстве велодорожки.
Очень своевременный и актуальный текст:


В мае этого года начнется реконструкция Пятницкой улицы по концепции, разработанной Probok.net. Ее суть - это принципиально иной подход к использованию городского пространства - человекоориентированный. Мы берем всю улицу от дома до дома и изучаем, насколько ситуация справедлива по отношению ко всем: водителям, пешеходам, велосипедистам.

Широкую и неуютную Пятницкую мы хотим превратить в комфортную и яркую улицу. Пока большая и красивая презентация сейчас находится в процессе подготовки, я бы хотел предложить для ознакомления проект организации дорожного движения.

Как только мы приступили к работе над Пятницкой, стало совершенно очевидно, что это типичная московская улица и она исключительно автомобилеориентирована - все нужное и ненужное пространство отдано дороге, несмотря на то, что дорогам обычно требуется меньше места, чем они имеют.

Простой пример - хоть проезжая часть и размечена под четыре полосы, в действительности для движения автомобилей используется только два ряда. Остальное пространство попросту теряется из-за не оптимальной парковки. Зато пешеходам достались узенькие тротуары.



Зеленым показаны полосы, реально используемые для движения, красным – неиспользуемое пространство.



Более того, даже используемые полосы имеют избыточную ширину. Всю ненужную ширину можно отдать другим участникам движения, создавая новые пешеходные зоны, а также под новую для Москвы велосипедную инфраструктуру.





После долгих дискуссий в Дептрансе, ГАИ, а также в этом блоге, за основу плана реконструкции была принята вот такая схема организации дорожного движения:





Начнем с проблем.
Главное препятствие, которое появляется при попытке что-то улучшить в городе - это коммуникации, коммуникации и еще раз коммуникации. Колодцы, коллекторы, водостоки, магистральные трубопроводы и многочисленные кабели связи, освещения, газ, все это закапывалось под землю на протяжении долгих лет. Парадоксально, но то, что находится под землей, во многом определяет внешний вид и наземное пространство города.

За полгода работы над проектом мы приняли участие в бессчетном количестве совещаний и с трудом получали необходимые согласования. Проект непростой, т.к. улица находится в самом центре города со всеми вытекающими отсюда сложностями, а наши требования сделать «как в Европе» упираются в «у нас тут не Европа». Хотя, что можно требовать от сотрудников какой-нибудь инженерной службы, которые и правда в этой чертовой Европе не были. Не видели они, что можно как-то иначе.

Какая связь коммуникаций и расширения тротуаров?
Оказывается, самая прямая. Предстояло нарисовать новые границы проезжей части, чтобы улица осталась такой же ровной, но, при этом были реализованы все наши идеи, а для этого сначала предстояло заглянуть на Геоподоснову (топографический план земельного участка с нанесенными подземными коммуникациями и линиями регулирования застройки, так называемыми красными линиями). Чтобы вы понимали, под землей Пятницкая улица выглядит так:





Когда улица десятки лет была одной ширины, то и коммуникации укладывались соответственно: либо под тротуаром, либо под проезжей частью. Линия бордюра была неприкосновенна. А когда ее двигаешь — оказываешься на минном поле, только вместо мин — колодцы. Можно идти прямо по люкам, но мы не хотим, чтобы получилось как на Большой Дмитровке.





Поскольку все колодца были созданы относительно старых габаритов, оказалось очень не просто провести две новых линии бортового камня вдоль Пятницкой улицы. Но мы с этим справились.

Проблема освещения.
На Пятницкой нет единообразного освещения, где-то свет висит воздушкой, а где-то фонарный столб стоит посередине тротуара. И это сделано не со зла, а потому что слева и справа от столба вдоль улицы проходят какие-то коммуникации (на фото вы можете увидеть смотровые колодцы). После реконструкции этого допустить нельзя - улица все же должна быть красивой.





Когда изучали возможную трассировку велодорожки опять столкнулись с люками, они везде, а по ним ездить крайне неудобно. Наглядный пример того, как быть не должно:



фото rokant



По-хорошему, надо один раз "собраться в кучу" и проложить все коммуникации в одном коллекторе.
Вот только для этого надо, во-первых, пару лет (я не преувеличиваю) перекапывать всю улицу, закрывая движение транспорта, а, во-вторых, стоить все это будет несколько миллиардов рублей. А потом мало в чем разбирающиеся критики будут писать, что простая замена асфальта в Москве стоит в 10 раз дороже, чем в Европе. Если же все делать дешево, то получается как на выше приведенных фотографиях. И многие блогеры потом язвительно интересуются, неужели нельзя было сделать так, чтобы бордюрный камень не шел по канализационным люкам? Поскольку о переносе коммуникаций речи не шло, то теперь вы понимаете, с какими проблемами пришлось столкнуться при проектировании обновленной Пятницкой улицы.

А еще очень хотелось посадить деревья.
Мы догадывались, что сделать это будет сложно, но рассчитывали на то, что расширение тротуаров на 2-3 метра даст больше свободы. Есть места, где коммуникации в принципе позволяют высадку зелени, но помимо коммуникаций есть еще и нормы проектирования. В Европе деревья высаживают в метре от проезжей части, у нас необходимо два-три, а еще надо отступить от ближайшего здания на 5 метров. Итого, чтобы посадить новые деревья нужен тротуар не менее 8 (!) метров. Это очень странная позиция чиновников, в том числе Департамента природопользования, который почему-то не пытается изменить эти правила, чтобы дополнительно озеленить город.

Почему для высадки деревьев нужны такие большие отступы - никто точно не знает. Одни ссылаются на то, что транспорт будет задевать ветки, другие винят реагенты, которые попадают в почву. Обе причины высосаны из пальца. Первая проблема решается обрезанием веток. Вторая еще более абсурдная, вот пример соседней Большой Ордынки, где деревья есть, высажены в метре от дороги, без какой-то защиты от реагентов и пока вроде умирать не собираются.



Ордынка



Нам тут же говорят, что высадили их давно и никто за них не отвечает, а новые так сажать не положено. Короче, озеленения Пятницкой скорее всего не будет. Хотите деревья в кадках, которые нужно будет увозить на зимовку осенью? Мы, глядя на Тверскую, считаем что лучше вообще без них, чем так. Плюс иногда стоял выбор между деревом и парковочными местами. В результате акцент в реконструкции был сделан на максимальное сохранение парковок и создание велодорожки.

Я долго рассказывал о предыстории создания проекта, чтобы вам было хорошо понятно, почему улица получилась именно такой. Теперь давайте же посмотрим уже на проект, который получился с учетом всех ГОСТовских и коммуникационных ограничений (все схемы кликабельны).

Несколько пояснений:
желтый цвет - границы старых тротуаров
синий цвет - границы новых тротуаров
На схеме показаны все планируемые дорожные знаки и разметка, ограждающие столбики и опоры освещения (они немного нестандартно обозначены, можно подумать иной раз, будто бы их воткнули прям в дорогу или велодорожку, но это не так).

Первый участок - от Серпуховской площади в центр





На Пятницкой впервые в Москве удалось запроектировать долгожданные антикарманы для остановок общественного транспорта, на первой схеме это как раз видно.


Второй участок - от 2-го Новокузнецкого переулка в центр





Типичный вопрос - почему сократилось количество парковок, в некоторых местах можно было сделать дополнительные места? На самом деле, парковки сделаны по максимуму, ведь сильно изменились границы улиц, парковки оказались "утопленными", поэтому в связи с необходимыми отступами от пешеходных переходов, перекрестков, выездов из дворов, необходимости ставить новые опоры освещения (которых раньше вообще не было) - некоторые места пришлось убрать.


Третий участок от д. 41 в центр





Еще вопрос - почему кое-где дорога ушла от своей оси? Ответ прост — колодцы (они на схеме не показаны в связи с их огромным количеством)


Четвертый участок от ст. м. Новокузнецкая в центр





Несмотря на все сложности и ограничения нам удалось запроектировать прямую улицу без столбов посередине тротуара. Как видите, путь от идеи до воплощения очень тернист, особенно когда пытаешься прыгнуть в развитии сразу лет на 30 вперед. И сделать что-то хорошее в наших условиях можно только проявляя волю и не мирясь с существующими взглядами лиц, принимающих решения. Мы уже немного устали, но обязательно дойдем до конца и сделаем всё от нас зависящее.

Прочесть целиком в блоге автора


Чуть позже Александр ответил всем скептикам, возмущавшимся строительтством велодорожки:

Когда заходит речь об организации в Москве велоинфарструктуры, многие говорят, что в нашем городе нельзя ездить на велосипеде. Вот и пост про реконструкцию Пятницкой улицы с созданием велодорожки вызвал очередной поток комментариев о том, что у нас и климат неподходящий, и почва не та, и хранить велосипеды негде, и припаркуешься на улице - сразу байк украдут, и много бреда в таком же стиле (включая обязательный душ на работе). Короче, не надо никаких велодорожек, лучше автостоянок побольше сделайте и дороги еще расширьте.

Не хотите передвигаться по городу на велосипеде - не надо. Вас никто не заставляет. Но почему вы препятствуете другим?





У меня нет фанатичного стремления пересадить всех автомобилистов на велосипеды, но мне так же не нравится и абсолютное неприятие некоторых граждан использования его в качестве транспортного средства. Давайте попробуем не впадая в крайности разобраться в основных проблемах, препятствующих массовому использованию велосипеда в Москве.


Пространство
Основная причина негативного отношения к созданию велодорожек заключается в элементарном жлобстве: нежелании отдавать городское пространство чему-то кроме автомобилей. Для велополосы нужно всего 1.2 метра. На любой улице можно выкроить место. Но нет, некоторым и этого жалко. Ну хорошо, давайте не будем велодорожки делать. Где тогда, по-вашему, будут ездить велосипедисты? Правильно, по проезжей части. В результате один байк отнимет полосу шириной 3.5 метра.

Сравните Москву, где несколько полос движения в каждую сторону и якобы "совершенно нет никакой возможности" выделить место под велодорожку.





И Европу, где место почему-то нашли.




Париж




Безопасность велосипедистов
Это лишь следствие "нехватки" места для дорожек. Будет нормальная велоинфраструктура, будет и безопасность.

Климат
Это любимая тема велопаникеров. Москва не Цюрих, любят говорить они, медведи по улицам ходят большую часть года улицы утопают в сугробах, какой уж тут велосипед, когда на машине проехать нельзя. На самом деле, снежный покров в Москве лежит около четырех месяцев . Вон, к концу февраля уже все растаяло. Да, бывает, что снег лежит и весь март, но тогда в декабре он еще и не думает выпадать.



декабрь 2011 (фото сделано из движущейся машины)



А потом, кто сказал, что по снегу нельзя ездить? Все больше и больше велосипедистов не расстаются с велосипедом и зимой. Вот, пожалуйста, это вам не Голландия, а самая настоящая Москва:



конец ноября 2013 года, снег только что засыпал столицу, а сейчас он уже весь растаял. Сколько месяцев длилась зима? То-то.

Прочитать целиком в блоге автора


Занялись бы Измайловским парком - вот где нужны велодорожки,поскольку полно и велосипедистов и пешеходов, а их там нет!