operatsiya-y-i-drugiye-priklyucheniya-shurika-hd_8b
Эту песню не задушишь, не убьешь! Кадр из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Почему в Советском Союзе хорошие мальчики из добропорядочных семейств слушали и любили шансон? Почему «лагерными» темами не гнушались никогда не сидевшие интеллигенты: актер и поэт Высоцкий, врач Розембаум? Свою теорию непростых отношений образованной части общества и блатных песен выдвигает tilimoska.

tilimoska пишет:
Вчера мне подруга сказала:
— Я не понимаю, почему люди интеллигентные любят шансон.

Шансон — это то, что раньше называли блатными песнями. Нынешний шансон я не знаю, но, думаю, он, в связи с новыми реалиями, утратил то, что было в блатных песнях когда-то. А что в них было? Почему они были так популярны? Почему интеллигентные мальчики из хороших семей их слушали и любили? Сейчас я попробую это всё сформулировать. Итак, речь пойдёт о блатных песнях.

Говорят, что блатные песни хлынули в города из лагерей, когда начали выпускать. И подхватила их и разнесла по стране интеллигенция. Для неё эти песни символизировали свободу, непокорённость и непокорность. И что с того, что героями этих песен были блатные.

В блатных песнях пелось о дружеском круге, о братьях; о готовности бросить ради друзей или дела маруху; блатные песни предлагали настоящие мужские чувства, отчаянное геройство, и всё, что принято в настоящем мужском кругу.

Блатная песня — это песня народная, за ней стоит нечто большее, чем апология уголовщины. Что-то такое, что действительно может тронуть. Блатная песня не сахарная, в ней есть горечь, отчаяние, страсть. В ней есть всё: и наша исконная, волком воющая грусть-тоска вперемешку с диким весельем, с традиционным разгулом. И наш природный максимализм в запросах и попытках достичь недосягаемого. Страсть к переменам. Жажда риска и риск. Вечная доля-судьба, которую не объедешь. Жертва. И искупление. А ещё в этих песнях есть о любви. Для этого в этих песнях есть два образа: мать-старушка, которая ждёт. И образ проклятой подруги, которая виновата во всех несчастьях и бедах.

В этих песнях перед нами человек разъединённый — разъединённый с домом, с обществом, с самим собой, с любовью, которая могла бы быть, и в этой отделённости — человек злой.

Блатная песня была частью советской культуры и, несомненно, давала тем, кто её слушал чувство и ощущение обособленности и независимости.

Кто бы ни был героем песни, о чём бы ни пелось, в песне всегда было острое авторское переживание, искренность, и это тоже, наверное, способствовало популярности этих песен. А ещё в них была жёсткая мужественность. И поэтому ещё эти песни слушали интеллигентные мальчики из хороших семей. И, знаете, я думаю, человек всегда ищет песню о себе. О себе настоящем или о таком, каким бы хотелось быть.

А вы знаете, что песни Высоцкого назвали блатными? Так было, я помню, это было в семидесятых. А одним из самых известных исполнителей блатной песни был Аркадий Северный. Мне кажется, его забыли. Поэтому здесь сейчас будет одна из его песен.



Иногда я пытаюсь объяснить себе причины отсутствия у себя некоторых разрушительных чувств. И тогда я вспоминаю известную фразу: «Жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом».
Потом я иду дальше и перефразирую её. И у меня получается; «Любовь побеждает ненависть неизвестным науке способом».

А пост этот я написала в соавторстве с Абрамом Терцем. И Хармсом немного. Это его фраза о жизни и смерти.


Обсудить в блоге автора

чему удивляться,через лагеря прошли миллионы,блатные песни стали частью народной культуры.нынешний шансон вовсе не блатной в прежнем смысле,опошлился и опопсился.
Цитата: "И, знаете, я думаю, человек всегда ищет песню о себе. О себе настоящем или о таком, каким бы хотелось быть."
В этом может быть всё и дело. И какие-то люди, называемые интеллигентными, могут быть, например, по своему душевному свойству такими же зверями, как и какие-то бандиты, только духу жить по-звериному может не хватать. Вот на песнях, наверное, и оттягиваются. А какая у нас в России, так называемая, интеллигенция, в большинстве своём, хорошо, наверное, известно.
На мой взгляд, интерес культурной части общества к блатному песенному фольклору объяснялся неподцензурностью этого жанра.
То есть привлекательность "шансона" (для краткости применю это слово) состояла в том, что его никто не пропускал через идеологические рамки, он прошёл мимо всех фильтров.
Но этим же обстоятельством объясняется и его ахиллесова пята: шансон слишком часто не дотягивает до уровня минимально хорошего вкуса - потому что между автором и публикой не стоит редактор, обладающий квалификацией и потому способный аргументированно объяснить автору, что "вот эта строка не просто вульгарна, а неоправданно вульгарна, а вот эта строфа - банальность". В результате у жанра сложились свои рамки допустимого, не совпадающие с базовой системой координат литературы (да и фольклора, наверное). ИМХО. ))
О феномене популярности блатной песни
Спасибо! Хорошо написали.

Я, например, оч. любил блатные песни Высоцкого.
Сейчас задумался над вопросом "почему?"
Чувства, наверное. Людям нужны те чувства, которые эти песни вызывают.