good-design-is-good-business
«Хороший дизайн это хороший бизнес», цитата Томаса Уотсона младшего, бывшего руководителя IBM
Изображение: Thinkstock


В рамках просветительской деятельности, Натали Ратковски рассказывает всем, кто не может похвастаться дизайнерской подготовкой или художественным образованием, как отличить хорошую визуальную разработку от плохой.
Напомним, что сама Натали — опытный графический дизайнер, художник и автор книг по иллюстрации, так что к её советам стоит прислушаться.

Мне как-то на формспринге пришёл вопрос, как непрофессионалу отличить хороший дизайн от плохого. Я тогда ответила там и забыла, что хотела обсудить эту тему в более широком кругу. А буквально на днях наткнулась на немецком амазоне на книгу Das Design-Buch für Nicht-Designer («Книга о дизайне для НЕдизайнеров») и вспомнила, что хотела ответить более развёрнуто и с примерами. На всякий случай уточню, что я не знаю, что там внутри вышеупомянутой книги. Мне просто название напомнило о плане рассказать о том, как распознать хороший дизайн. Вообще очень хороший вопрос был!

Как любил в своих книгах повторять знаменитый типограф и преподаватель Ян Чихольд, ещё в 60е годы прошлого столетия знания в области типографики и дизайна были такими же естественными, как базовые знания по географии, истории или литературе. Чихольд любил повозмущаться по поводу современной неосведомлённости, казалось бы, образованных людей.

Сейчас дизайн (в том числе и плохой) наполняет каждый миллиметр жизненного пространства. Поэтому я поддержу возмущение Чихольда, что хорошо бы уже в школе ввести наряду с математикой и литературой не только историю искусства, но и историю типографики. Я считаю, что любой уважающий себя человек должен знать, чем Антиква отличается от Гротеска, как сочетаются цвета и чего делать не стоит. Поэтому приведу ниже в постинге хотя бы несколько вещей, на которые нужно обращать внимание, даже если вы НЕ дизайнер.

Если отбросить тему индивидуального восприятия (нра-не-нра), о дизайне можно судить по техническим параметрам (шрифты, сетка, макет) и функциональности (насколько он работает в рамках поставленной задачи).

1. Шрифты
— В одной оформляемой вещи обычно должно быть не больше 2-х видов шрифтов (есть, конечно, исключения — их я описываю ниже). Лучше, если комбинируемые шрифты относятся к разным шрифтовым семьям. Например, сочетается шрифт с засечками (Антиква) с шрифтом без засечек (Гротеск). Например, заголовок набрать шрифтом без засечек, а основной текст шрифтом с засечками. Чтобы запомнить это правило, держите образ жениха и невесты в голове. Чем дальше будущие муж и жена родились и жили друг от друга, тем здоровее и умнее будет потомство. А если двоюродные начинают жениться друг на друге, получаем всякие генетические путаницы и «сюрпризы» в следующем поколении. Так и текст, набранный похожими, и только где-то разными буквами, приводит к неудобству чтения. Глазу не за что зацепиться, а буквы то такие, то сякие — пляшут.

Натали Ратковски, дизайн
Графика отсюда: www.fontblog.de.

— На одном листе не должно быть больше 3-4 размеров шрифтов. Например, если заголовок сделать размером 18Pt, а текст 11Pt, то для сносок и подписей к картинкам можно взять один размер, например 9Pt и строго следить за тем, чтобы все остальные виды текста были размерами 18, 11 или 9Pt. Потому что если, к примеру, в случае с оформлением журнала, появляются ещё всякие подзаголовки, рубрики или врезки, нужно очень внимательно следить за тем, чтобы страница не начала рябить.

Вот пример красивого дизайна. Концертная программа «Бохумских симфоников». При вёрстке использованы всего три разных размера шрифта. Кстати, шрифт на этой программке называется Rotis. Здесь дизайнер прибегнул к хитрости: для основного текста он взял шрифт Rotis semi sans — без засечек. А для подписи месяцев взял тоже Rotis, но уже начертание с засечками — Rotis semi serif. Разное начертание, но одинаковая динамика букв. Здесь можно увидеть больше: Дизайн для Бохумского симфонического оркестра

Натали Ратковски, дизайн

— Не бойтесь гуглить шрифты! Узнайте о них всё: в каком году их сделали, кто, для кого и для печати на каких носителях. Помните одну важную вещь, что шрифты создают с какой-то целью (по заказу, для удобства чтения, для создания какой-то атмосферы, для печати на особенных материалах). Если вы возьмёте для дизайна духов какой-нибудь шрифт, который создали для подписи бюрократических зданий, не удивляйтесь, что он будет смотреться на ваших духах чужеродным элементом. Не полагайтесь на «красивенько», узнайте больше о символах, которыми вы украшаете свою продукцию.

— Если Вам что-то сделали шрифтом Comic Sans — бегите как можно быстрее прочь. Обязательно прочтите вот эту статью: 7 reasons not to use comic sans («7 причин не использовать Comic Sans»). Comic Sans один из самых вульгарных, плохочитаемых и непрофиссионально выполненных шрифтов!

— Если стояла задача сделать «контролируемый треш», то все предыдущие правила отметаем и радуемся намеренному китчу. Вот вам несколько примеров контролируемого треша.

Книга знаменитого типографа Эрика Шпикермана «Причина и следствие» (Ursache & Wirkung, ein typografischer Roman). Он подсмеивается над трешевой типографикой и очень простым, человеческим языком рассказывает в своих книгах о том, как научиться разбираться в шрифтах. Об Эрике я писала уже здесь: Ликбез: Кто такой Эрик Шпикерман. А здесь можно полистать книгу, я её тоже уже показывала: Причина и следствие: типографический роман

Натали Ратковски, дизайн

Имиджевая брошюра мороженого Häagen Dasz — тоже пример красивого треша. Я её здесь уже показывала: Имиджевая брошюра от Häagen Dazs
Натали Ратковски, дизайн

Моя визитка с мешаниной из шрифтов. Кстати, здесь я писала о подобных шрифтах, которые называются Chalk lettering.
Натали Ратковски, дизайн


2. Выравнивание текста
Один из самых важных моментов! Если вам выровняли на пригласительном текст по центру — это ещё можно пережить, потому что там мало букв и они важные, «кричащие». Если вам всю брошюру набрали с выравниванием по центру — это катастрофа. Рвите макет на куски и хватайтесь за голову! Как говорила моя профессор по типографике Сабине Ан Хюф, центрированные тексты — это лысые, толстые, упёртые политики, которые больше кричат, чем делают. Держите этот образ в голове!

Пример оправданного использования выравнивания текста по центру:
Натали Ратковски, дизайн

Если вам сделали выравнивание блоком - по левому и правому краю, между отдельно взятыми словами не должно быть зияющих дыр. Например, текст в рамочке справа свёрстан кривожопоруко. Можете мысленно дать дизайнеру 10 раз линейкой по рукам, если он вам принёс макет с такой вот вёрсткой. Современные программы наделены всевозможными примочками, чтобы не допускать подобных неуклюжих разрывов между словами. В крайнем случае можно всё выровнять ручками. Одновременное выравнивание по левому и правому краю должно выглядеть, как в рамочке слева.

Натали Ратковски, дизайн

Лично я люблю флаговый набор. Это когда выравнивание текста происходит по левому краю, но правый край колонки ровняют ручками (да-да, оч. много работы!), чтобы край был такой дотошно аккуратненький, зубчиками — цик-цак-цик-цак. Это брошюра моей руки с флаговым набором. Ниже фотография обложек этой брошюрки и ссылка, где её можно полностью посмотреть.

Натали Ратковски, дизайн


Остальные правила читайте в блоге автора