Выхлоп ВСУ
Фотография: Thinkstock


У большинства современных самолётов в хвостовой оконечности фюзеляжа можно увидеть круглое тёмное отверстие. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, для чего оно служит и к какому механизму относится? Авиационный техник lx_photos недавним постом приоткрыл завесу тайны, рассказав о работе вспомогательной силовой установки Airbus-320.

lx_photos занимается обслуживанием самолётов Ту-154, Boeing-737 Classic, Boeing-737 NG, Airbus-320, и не понаслышке знаком с конструкцией современной авиационной техники. Его журнал делает мир понятнее и категорически рекомендуется к ознакомлению. В нём популярно освещено немало любопытных вопросов, связанных с устройством самолётов.

ВСУ = Вспомогательная Силовая Установка.
Находится она обычно в хвостовой оконечности фюзеляжа.
Круглое тёмное отверстие - это как раз её выхлоп.

0_f04bf_7a1856a9_orig


Пост о ВСУ надо было написать давно, но толкового фотоматериала как не было, так и нет.
Поэтому объёмного рассказа не будет. Пройдусь слегка по вершкам, и закончу маслицем.

ВСУ - это небольшой газотурбинный двигатель.
Она запускается от самолётных аккумуляторов (или от наземного источника электричества) и обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым горячим воздухом.
Это может быть необходимо на стоянке, когда основные двигатели выключены;
или во время полёта, когда не работает отбор воздуха или генератор какого-то двигателя.
Электричеством питается электрическая часть самолёта, а воздух нужен для работы системы кондиционирования и для запуска двигателей.
Поэтому ВСУ имеет компрессор и генератор.

Теперь слегка рассмотрим то, что связано с ВСУ.



Слева внизу - воздухозаборник.
Он закрывается горизонтальной подвижной створкой, когда ВСУшный блок управления отключен.
Правее торчит вниз дренажный насадок. В случае утечек масла или топлива эти жидкости выводятся в насадок.
Так как возможных мест утечки, от которых подходят трубки, несколько, то для облегчения поиска неисправного узла трубки выводятся в разные отверстия на насадке.
Правее и выше - отверстие для выброса воздуха, охлаждающего воздушно-масляный радиатор. Воздух для охлаждения забирается из отсека ВСУ, таким образом заодно и вентилируя его.
Попадает воздух внутрь отсека ВСУ через жалюзи:



(верхняя левая часть кадра)
Справа наблюдаем выхлоп, под которым находится стеклянный плафон.
Внутри плафона размещены два белых навигационных огня и один строб.

На этом о конструкции я закончу, и займёмся нашим главным делом - заправкой масла.

Читать про масло
Ничего нового...
У легендарного турбо-винтового АН-24 тоже имеется такая, только это реактивный двигатель и находится он в гондоле правого двигателя. Так-что АН-24 можно смело называть супер-гибридом. Это Турбинно-винтовой-реактивный самолёт... :)
Реактивная силовая установка включается для помощи при взлёте.
Правое крыло и реактивная силовая установка:

an-24-07_R

Как видите на левом крыле её нет...

an-24-15_L

Вот такой удивительный летающий гибрид... :)
Re: Ничего нового...
Как утверждают интернеты, дополнительный турбореактивный движок есть не у всякого АН-24, а только у особо толстой его модификации, Ан-24РВ. Обычные обходятся без него. Но решение добавить его на крыло и правда интересное. Видимо, решили что привычный грузовой люк в хвосте — ценнее симметрии : )