Кадр из фильма «Газонокосильщик»: © 1992 New Line Cinema


Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3D принтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3D инсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4D превращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.   

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.  



Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова



Обсудить в блоге автора