Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Category:

Первое правило Клуба анонимных читателей...

Книги
Привет, книголюбы!

Есть ли у вас негласные (а может, главные?) правила чтения? Никогда не открывать последнюю страницу, или, например, не читать за едой? Какой он – идеальный читатель? Существует ли такой зверь в природе? А если существует, какого "кодекса чести" он должен придерживаться?


Ideal chitatel

sibkron предлагает правила "квалифицированного читателя":

Если вас интересуют эмоции, увлекательный сюжет и динамика, то дальнейшее можете не читать, скорее всего вы уверены, что оппозиции квалифицированный читатель/массовый читатель не существуют, и думаете, что автор существует, чтобы развлекать читателя;

1. Автор не писал бреда и переводчик не виноват (это если переводная), что нам что-то непонятно. Если читателю, что-то непонятно, надо искать причину в себе и пытаться исправить.
2. 95%-ый игнор рейтингов продаж (если это не рейтинг, например, Фаланстера). Вас не должно интересовать, почему ту или иную книги читает тот-то и тот-то. Вы вырабатываете собственный индивидуальный список чтения. Надо быть готовым, что о книгах поговорить будет не с кем. Начать следует с классики, а никак не с современной литературы. Уже привив определенную систему ценностей на основе классики, можно искать что-то из современной (поэтому для начала хорошо бы почитать "Истории литератур").
3. Аннотации чаще всего врут, картинки на обложках редко соответствуют содержанию. От автора и произведения не следует ожидать ничего. Нет жанра, нет канона, нет правил, нет табу. Есть текст, есть читатель и есть автор. Автор может разворачивать текст как желает, не занижая свою эрудицию, не раболепствуя перед читателем. Задача читателя следить за мыслью, словами, фразами, знаками препинания, держать вертикаль текста.
4. Постоянно читать классику.
5. Запоминать контекстообразующих авторов. Или возможно выписывать. Если, например, Жюльен Грак повстречался прямо или косвенно у двух и более авторов, то можно говорить, что скорее всего этот автор контекстообразующий. Такие авторы должны быть обязательно прочитаны.
6. Читать контекст. Например, на литературу модернизма сильно влияла музыка, живопись и философия рубежа веков, поэтому неплохо было бы почитать соответствующих философов, исследования о музыке, живописи.
7. Читать критику и исследования. Лучше всего после прочтения книги, или на крайний случай во время, если мало понятно.
8. Если при чтении есть какие-то непонятные моменты, гуглить или искать другим способом в справочниках объяснение.
9. Требуется следить за премиями, новинками, списками (в принципе этот пункт больше относится к современной литературе, если вы читаете больше классики, то его можно опустить).
10. В какой-то определенный момент возможно вам придется начать читать на другом языке, потому что издатели тоже люди, а квалифицированных читателей очень и очень мало.
11. И, конечно, следует ориентироваться на великих читателей: Герман Гессе, Лев Толстой, Поль де Ман, Марсель Райх-Раницкий, Хорхе Луис Борхес, Харольд Блум, Джон Барт, Юрий Лотман, Михаил Бахтин и др.

Это, пожалуй, основное. Удачи в чтении!

P.S. 5% во втором пункте я оставил на авторов, которые в общем-то не совсем массовые, но в силу определенной моды и культа стали таковыми - пример, оба Мураками, Пeлeвин, Сорокин, Боланьо.

Пуститься в пляс дискуссию


Согласны ли вы с такими правилами?
Есть ли у вас, что добавить? Делитесь!


Ксения sneg_na_golovy Лукина
редактор литературного направления


Tags: editors, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments