Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Архивы ЖЖ: Сергей Соловьев: "Цой мог бы успешно заниматься кино"

В рамках нашего спецпроекта к юбилею Виктора Цоя, нам удалось поговорить о кино с режиссером Сергеем Соловьевым. "Асса", "Черная роза...", "Анна Каренина" - это лишь малая часть его кинокартин.



Оригинал записи тут

Редакция: Мы не можем не спросить вас про героев нашего времени. Вы говорили, что мы живем в «безгеройное время». Почему же так произошло? Людям не нужны герои или нет тех, кто мог бы героем стать?

Сергей Соловьев: Все имеет значение: и героев нет, и не нужны они, и идея «героя» вызывает раздражение у нормальных людей. Действительно, «безгеройное» время, есть разве что личности, которые запоминаются.

Редакция: Есть ли среди современных музыкантов кто-то, кто мог бы соответствовать масштабу личности, таланта Виктора Цоя?

Сергей Соловьев: Это, как говорят в математике, некорректно поставленная задача. Не нужны такие люди. Этого и не может быть. Есть люди, которые производят на меня большое впечатление, но впечатление ничем не измеришь, не в «цоях» же мерить!

Я не сравниваю, но приведу такой пример: я приходил на концерты группы «Ленинград» с Сережей Шнуровым, и я испытывал чувство такой колоссальной озонной ванны, мощного вливания непонятных мне сил. Подобное чувство я испытывал на цоевских концертах.

Хотя, конечно, сегодня другая публика, другие идеалы. Я наблюдал, как выносят с концерта пьяных поклонников Шнурова. Но, как говорит писатель Можаев, это все пена.

Редакция: А Виктору Цою было бы место среди сегодняшних «героев»?

Сергей Соловьев: Я думаю, нет. Вообще, я думаю, если бы не тот поворот, Витя бы сейчас занимался кино, потому что он с таким удовольствием ходил с Рашидом Нугмановым на занятия во ВГИК по актерскому мастерству, по кинорежиссуре. А кроме того в его жизни был эпизод, который знаю только я, Рашид и казахские студенты. Витя с Рашидом по заданию в институте сделали потрясающую постановку с кинофильмом, который шел на восьмимиллиметровом проекторе. Это были «Отцы и дети» и Цой потрясающе играл Базарова, грандиозно. И он себя хорошо в этом чувствовал. С Рашидом они были настоящие друзья. Когда Рашид уехал снимать «Иглу», я, как говорил Леонид Ильич Брежнев, испытал чувство глубокого удовлетворения, потому что мне казалось, что Витя нашел ту среду параллельного существования, в которой ему очень комфортно. Так что я думаю, он мог бы быть сейчас замечательным кинематографистом. Цепкость к этому роду деятельности была видна невооруженным глазом.


Редакция: Раз мы коснулись кинематографа, скажите, пожалуйста, в чем, по вашему мнению, причина кризисного, как вы говорили, состояния российского кино?

Сергей Соловьев: Я вам дикую вещь скажу: причина кризисного состояния российского кинематографа в неверно понятой рыночной экономике. Рыночная экономика очень хорошая вещь для производства галош или конфет «трюфель». Но когда рыночная экономика распространяется на все сферы жизни и когда во всех остальных сферах жизни самой главной истиной становится то, что встав на труп товарища, ты становишься на сорок сантиметров выше, когда рыночная экономика появляется в русском искусстве, мы приходим к такому результату.

Есть чудесные молодые режиссеры, которые ничего не покупают, ничем не торгуют, они просто снимают замечательнейшие картины. Они есть, но они никому не нужны, потому что мозги изуродованы идеей рыночной экономики.

Я как-то у Саши Сокурова спросил, что же нам делать. А он ответил, что все можно было бы решить в сорок минут, нужно лишь ясное политическое решение.

Я сейчас немного работаю во Франции, так я удивляюсь другому самочувствию французских кинематографистов. У них есть и квоты на зарубежные фильмы, по телевидению законодательно запрещено показывать другие фильмы, если на одном из телеканалов премьера французской картины. И французы относятся к этому как к благу, а не как к ущемлению своих свобод. И много других законов, поддерживающих французское кино. Это капиталистическая страна с огромным опытом жизни при рыночной экономике. А у нас никому не нужно это.

Лобан снял изумительную картину «Шапито-шоу». Не особо понимают ее, показывают вне конкурса на фестивалях за границей, но никто в мире не может сделать, как Лобан. Так что кризис кризисом, а кинематографисты у нас одни из лучших в мире, их просто нужно увидеть и понять. И дать возможность общаться со зрителем. Способов тысяча, в том числе и интернет. Чем успешно сейчас молодые режиссеры пользуются.


Tags: editors, интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments