Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Categories:

Градоначальники Москвы

мэрия, москва, выборы

Москва – город, столица, колыбель государства Российского... Несмотря на переезд столицы в Санкт-Петербург, Москва всегда была главным городом страны, не даром ее называли первопрестольной – в ней короновались русские правители. А вот кто управлял Москвой и какие изменения привносили в городскую среду градоначальники? Сейчас, понятно, есть должность мэра. А раньше как это было?

В Москве с 1804 года существовало генерал-губернаторство, состоявшее только из одной Московской губернии. Таким образом образом Москва и Московская губерния имели одновременно двух начальников — высшего (генерал-губернатора, называемого также военным губернатором) и низшего (губернатора, называемого также гражданским губернатором), полномочия их были разделены.

В 1905 году указом императора Николая II было учреждено Московское градоначальство (в значительной степени независимое от Московской губернии), и генерал-губернатор стал руководить московским гражданским губернатором (начальником Московской губернии) и московским градоначальником.
После 1917 года Москвой управляли председатели Исполкома Моссовета и секретари Московского обкома партии, а с 1991 года городом руководит мэр Москвы.

За все это время Москва сменила 48 градоначальников, каждый из которых пытался развить город по своим замыслам. Город, конечно, рос и старался соответствовать всем мировым тенденциям. Например, в конце 19 века (1889г.) при пятом сыне императора Александра II — Великом князе Сергее Александровиче — появился первый трамвай; а количество жителей перевалило за миллион.

Но, конечно, глобальные изменения и численного, и транспортного, и архитектурного характера город претерпел во время советской власти. В первую очередь решалась проблема транспорта. Известный революционер Лев Каменев, руководивший городом с октябрь 1918 по май 1926, организовал в Москве автобусный общественный транспорт, а его последователь Николай Булганин наладил троллейбусное обеспечение, а также открыл первую ветку Московского метро в 1935 году. Помните, как в известной Песне старого извозчика поётся (кстати, являющейся неофициальным гимном московского метрополитена): "метро, сверкнув перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал" и "я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро."

В период градоначальствования Булганина был принят генеральный план реконструкции Москвы – первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Согласно этому плану начался выборочный снос культовых сооружений и застройка Москвы новыми домами. В результате облик Москвы кардинально поменялся. (Так что Юрий Лужков своими инициативами "точечной застройки" просто поддержал линию градоначальников Москвы 30-х годов XXв.) Было разрушено много храмовых построек, в том числе Храм Христа Спасителя. Но было и много построено! Например, сеть высших и средних учебных заведений, ориентированных на транспорт и промышленность, НИИ. В план Новой Москвы внесла коррективы война и он не был до конца выполнен.

Начавшееся при Георгии Попове строительство так называемых сталинских высоток создало новые архитектурные акценты столицы.

Свой современный вид город получил в период руководства Владимира Промыслова: в городе развернулось активное жилищное строительство, расселение коммуналок. При нём были возведены такие сооружения, как Останкинская телебашня, гостиница Россия, комплекс зданий на Калининском проспекте, десятки новых станций метро. В Москве прошли Летние олимпийские игры 1980 года, а городу был присвоен статус Города-героя. В это же время построена магистраль Новый Арбат и заложен проект пешеходной улицы Арбат, осуществленный к 1986 году.

И, наконец, в 1991 году в Москве появился мэр – в соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 г., мэр Москвы был наделен широким кругом полномочий, среди них: управление объектами городской собственности, проведение разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в ведении организаций, подведомственных органам исполнительной власти г. Москвы, распоряжение и управление землями, ведение государственного кадастра городской земли, изъятие и предоставление земельных участков и др. Эти полномочия расширялись и дополнялись весь 1991 год. Надо ли говорить, что эта должность была выборной вплоть до февраля 2006г., когда Мосгордума внесла правки в закон.

Первым мэром Москвы стал Гавриил Попов, который был избран на должность еще до распада СССР в июне 1991г. Под его руководством было снесено несколько памятников, переименовано более 10 станций метро и несколько сотен улиц и площадей вернулось к своим историческим названиям. Через год Попов ушел в отставку по причине перебоев в снабжении населения продовольственными товарами, некоторые из которых пришлось распределять по талонам, и с этого времени в Москве начинается эпоха Юрия Лужкова, который руководил столицей на протяжении 18 лет вплоть до своей отставки в 2010г.

Юрий Лужков был назначен на пост мэра столицы, однако трижды переизбирался на эту должность и долгое время пользовался уважением горожан. Эпоху Лужкова трудно объять и переоценить. С одной стороны этот видный политический деятель сделал Москву популярным местом для туристов, экспатов, экономических инвестиций, сделал город мировой столицей, достаточно привлекательной для иностранного бизнеса.

За время пребывания Лужкова на посту мэра Москва значительно разрослась как важный экономический центр: развивалась торговля, промышленность, строительный бизнес. При большом количестве строительства домов, торговых и офисных центров, храмов городу пришлось распрощаться с множеством исторических и культурных памятников, вместо которых возводились новые сооружения. Безусловно, было много сделано и в социальной сфере – "лужковские" добавки к пенсиям и понятие социального стандарта города помнят и знают все. За 18 лет можно полностью изменить облик города, что и произошло. Москва стала богатой, популярной и привлекательной экономичести и торгово. Но пришли и новые проблемы: транспорт городской и личный стоял в пробках, уровень мигрантов из стран СНГ стал зашкаливать, торговые места в основном закрепились за выходцами из Кавказа. Город стал богаче, но агрессивнее и коррумпированнее.

Именно с этим в первую очередь стал бороться Сергей Собянин, назначенный на пост мэра Москвы в октябре 2010 года. И за прошедшие два года мы столкнулись с потрясающими переменами в городе, которые потихоньку превращают заносчивую столицу в удобный город для людей. Москва давно ждала этих перемен. Давайте посмотрим, что сделано за 2 года мэрства Сергея Собянина.

В борьбе за качественную транспортную ситуацию на дорогах появились выделенные полосы для общественного транспорта – теперь такой вид передвижения в приоритете. Расширяются шоссе, строятся новые развязки и дороги (например, Северо-Западная Хорда), старые дороги теперь ремонтируются капитально, а не просто латаются дырки в полотне. Для этих же целей в городе развивается экологичный вид транспорта – велосипед. И вслед за велопарковками и велодорожками появился первый велопрокат. А еще в Москве стало больше пешеходных зон, а значит появились пространства для прогулок и отдыха.

В Москве опять стали с трепетом относиться в историческому архитектурному наследию и ограничили точечную застройку – первым делом мэра Собянина стал пересмотр договоров на строительство, заключенных в эпоху Юрия Лужкова.

Наконец-то убраны страшные, портящие облик города ларьки и окультурены рынки. Москва больше не похожа на базарный балаган и вполне приближается к современному европейскому городу.

В 2011 году произошел тотальный демонтаж рекламы и город очистился от невероятного количества несанкционированной рекламной мишуры, что пошло ему только на пользу. Разработаны новые стандартры и правила размещения рекламных конструкций. Например, фасады старинных зданий нельзя полностью закрывать вывесками, чтобы сохранить исторический облик города.

Город стал привлекательной средой для горожанина благодаря развитию городских оазисов чистого воздуха, зеленого ландшафта и спокойствия – парков. Конечно, показательным в этом плане является Парк Горького, который буквально за год стал популярным местом отдыха москвичей и гостей столицы. Этим громким проектом началась линия новой культурной политики Москвы, которая предусматривает обновление музеев, парков, библиотек, театров.

В Москве быстрыми темпами строятся линии метрополитена. И это верно, ведь столица растет! И не только за счет приезжих со всей страны, но и за счет присоединенных территорий.

Отдельно хочется упомянуть про модернизацию в области здравохранения: это и ремонт медицинских учреждений, и обновление оборудования, и возможность записаться к врачу через интернет.

Москва действительно хорошеет день за днем. И хочется влюбляться в этот эклектичный город снова и снова – ведь только в столице ты можешь почувствовать множество эмоций: особую связь времен, движение и пульс большого города, спокойствие в тихих двориках и парках, позитивный настрой окружающих, доступность культурной информации. Приятно наблюдать за качественными изменениями родного города и знать, что ты тоже меняешься вместе с ним.


Tags: editors, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments