Дата публикации: 3 декабря 2011 в 21 ч. 00 мин.
Редакция LiveJoirnal поговорила с Мэтом Османом, сооснователем культовой группы Suede, о моде на реюнионы, фестивале Коачелла и группе The Horrors.
Suede не выступали более семи лет. Вы вспоминали о том времени, когда группа возглавляла чарты и появлялась на обложках журналов?
Да, особенно тот день, когда вышла наша первая запись. Вообще, довольно странное было время. Только представьте - на протяжении трех лет ты ходишь в паб как на работу. Мы ведь играли в небольших заведениях, где, если человек 15 собиралось, то считалось, что это аншлаг. А тут вдруг столько внимания, и все изменилось буквально за один день. Я до сих пор помню это ощущение, когда ты понимаешь, что сбывается все, о чем ты мечтал.
А последний концерт, в декабре 2003, в Лондоне помните?
Очень странный концерт. Мы все были, мягко говоря, не в восторге от своей последней пластинки, («A new morning» - прим. ред). К тому же давно было понятно, что как группа, записывающая музыку, мы не особо успешны. Поэтому перерыв стал вынужденной мерой. С другой стороны, этот концерт стал некой отправной точкой: мы как будто посмотрели назад на все, что сделали за эти годы. Я запомнил одну вещь: я пробираюсь сквозь толпу зрителей, и передо мной идут два парня примерно моего возраста, лет тридцати-тридцати пяти. И тут один поворачивается к другому и говорит: «Ну, наверное, пора взрослеть». Такое странное чувство… Я ведь полжизни играл в этой группе, и было очевидно, что, для меня это значит много. А эти ребята помогли мне понять, что для других людей это значит не меньше.
Группа Suede в начале своей карьеры
...И в 2010
Бретт Андерсон в интервью по поводу воссоединения группы сказал, что это как прощупывать почву. Что он имел ввиду?
На самом деле, эта мысль про воссоединение…она до конца казалась какой-то совершенно фантастической. Как бы смешно это не звучало, но мы не любители реюнионов. Я помню первый концерт, который мы отыграли в 2010 для организации Teenage Cancer Trust в Альберт Холле. Организаторы нас так долго уговаривали, что, в конце концов, пришлось сдаться. Мы решили рискнуть, последить на концерте за реакцией публики и, в случае, если ничего не получится, навсегда поставить точку в истории Suede (смеется). Но вот мы выходим на сцену, совершенно не понимая, что из этого выйдет, играем первую песню, я огладываюсь на Нила с Саймоном, и все становится понятно.
Кстати, в последнее время реюнионы стали невероятно популярными. Кажется, это главный музыкальный тренд года.
Я думаю, одна из причин – это интернет. Когда мы только начинали, единственной возможностью для группы оставаться на плаву, была ротация на радио. Если песня не попадала в эфир, то про группу забывали. А сейчас все по-другому. На нашем концерте были восемнадцати-девятнадцатилетние ребята, и они видели наши клипы на youtube, слушали песни на myspace. Музыка становится как бы вне времени. В одном плейлисте могут соседствовать композиции 93 года, какое-нибудь новомодное инди и песни Beatles.
Что делали остальные музыканты, пока Бретт записывал альбом?
Мы с Нилом (Нил Колдинг, клавишник - прим. редакции) занимались музыкой для телепроектов и фильмов. Он еще к тому же работал как сессионный музыкант в группе Penguin Cafe Orchestra. Но круче всех поступил Саймон (Саймон Гилберт, ударник- прим. редакции). Через четыре дня после того, как распалась группа, он уехал в Бангкок. Мы часто играли там в 90-ые и, видимо, ему настолько понравилось, что он решил отдохнуть от лондонской суеты именно в этом городе. А в результате остался навсегда. Сейчас у него там проекты, бизнес, поэтому он присоединился к нам на время репетиций, а на рождество опять уедет в Бангкок.
С момента распада группы, Андерсон выпустил четыре сольных альбома. Первый вышел в 2007 году - "Brett Anderson", последний, в поддержку которого Бретт выступал с концертами, вышел два месяца назад -"Black Rainbows"
Кстати, о сольном творчестве Андерсона. Если вам нужно было выступить в качестве непредвзятого слушателя, то чтобы вы сказали про его новый альбом Black Rainbows?
Ну, честно говоря, мне тяжело себе это представить, мы ведь знакомы с 16 лет. Так что я знаю обо всем, что происходило в жизни этого парня (смеется) Но, наверное, я бы сказал, что это очень смелая работа. Он легко мог бы справиться со всем в одиночку, даже группу Suede мог бы сделать успешным соло-проектом. И для него это было бы гораздо легче, чем играть в составе группы. Но он так не сделал. Поэтому его сольная карьера - это движение вперед. Меня всегда восхищало в нем то, что он делал то, что считал нужным, никогда не стремился сочинять коммерческую музыку, потому что все эти вещи, вроде «будет продаваться или нет» – они его не интересовали.
Клип Бретта Андерсона на синг Brittle heart с последнего сольного альбома "Black Rainbows"
В новом клипе «Brittle Heart» он чертовски похож на Брайана Ферри
Хаха, я не думаю, что он стремился к этому осознанно. Но, согласитесь, Брайан Ферри все-таки не самый плохой пример для подражания. Среди британских музыкантов, конечно.
Вы следите за тем, что сейчас происходит на современной музыкальной сцене? Что из вышедшего за последние несколько лет понравилось вам больше всего?
Мы постоянно слушаем музыку! Это такой непрерывный и увлекательный процесс – делиться новыми песнями и группами друг с другом. Если бы я был на месте нынешних восемнадцатилетних, то слушал бы только The Horrors. Еще мне понравились Chapel Club, они играли у нас на разогреве в Лондоне. Но главное открытие года – это Ema (Эрика М. Андерсон – прим. ред.) Ее альбом «Past Life Martyred Saints» лучшее, что я слышал в 2011.
Вообще мне кажется забавным, что в 1992 вы прославились как группа, попавшая на обложку “Melody Maker”, не записав еще ни одного сингла, а сейчас это считается практически обычным делом, поскольку есть интернет, куда можно выложить демо и автоматически стать знаменитым. Как вам кажется, вот это упрощение, возможность стать популярным фактически в секунду, оно на руку музыкальной индустрии? Или от этого страдает качество?
Это огромная ответственность для молодых музыкантов. Они фактически лишаются права на ошибку. Вот, например, Suede, прежде чем выпустить альбом, записали огромное количество материала. И у нас было достаточно времени, чтобы разобраться, что получилось, а что – нет. Я имею ввиду, когда ты только начинаешь, у тебя есть полное право писать дерьмовые песни. Все ошибаются, главное в дальнейшем выбрать правильное направление.
"She's In Fashion" - один из самых мощных радиохитов группы с альбома "Head music" 1999 года
В последний год вы выступали на разных европейских фестивалях. Какое выступление было лучше остальных?
Фестиваль в Южной Корее. Сначала нас посещали мысли вроде – «Во что мы ввязались?» Дождь лил не прекращая, мы непонятно где, настроение, мягко говоря, удручающее…зато публика была просто потрясающая!
А как же Коачелла? (Coachella, музыкальный фестиваль в Калифорнии – прим. ред)
А я туда так и не попал, не получил визу. Видимо, вызвал сомнения у американского правительства, (смеется) За меня на басу играл Нил. А я наблюдал за происходящим по телевизору.
Выступление группы в 2011 году в Brixton Academy
Кстати, почему Suede так и не стали популярными в США? Многие критики объясняют это тем, что американских слушателей отпугнуло «типично британское звучание», но ведь есть примеры и удачных британских музыкальных экспансий
Наверное, все дело в том, что мы никогда не хотели участвовать во всех этих бизнес-играх, связанных с музыкой. По большому счету, мы всегда были в стороне от других групп: на радио отдавали синглы, не слишком подходящие для ротации, снимали клипы, которые с вероятностью в 99% не будут показывать на телеканалах. Это не было какой-то принципиальной позицией, просто мы хотели делать вещи, которые нам действительно нравятся. А другие музыканты подходят к делу более практично. Это же все вопрос выбора. В какой-то момент ты просто решаешь, в какой группе ты хочешь быть – хорошей или популярной.