Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Categories:

Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В. И. Ленина



Город жил ожиданием дня.
Одолели, смогли, сумели.
И 15 ноября
Мы в метро распахнули двери.

Так описал открытие Ленинградского метрополитена машинист и поэт Г. И. Широков.




Проект второй в России подземки разрабатывать начали еще в тридцатые годы. Но в планы вмешалась Великая Отечественная война: вскоре после ее начала метростроевцы переключились на создание оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

По окончании войны работы в метрополитене возобновились с новой силой. Пробный поезд по первой линии ленинградского метро прошел 8 октября 1955 г., а 5 ноября 1955 г. был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди. Официальное же открытие произошло ровно 58 лет назад. Вот как описывает этот день ветеран метрополитена, бывший машинист-инструктор В. М. Азетов: «С полным основанием можно назвать первым тот электропоезд, перед которым 15 ноября 1955 года, после митинга на станции «Площадь Восстания», секретарь Областного комитета партии Ф. Р. Козлов разрезал ленту под торжественный звук Гимна Советского Союза. В роли машиниста был начальник депо Сергей Сергеевич Вуглинский, а я помощник. Была объявлена посадка. Участники митинга быстро заполнили вагоны. Я подал команду "Готов" и закрыл двери поезда, хотя платформа была ещё полностью занята первыми пассажирами: всех поезд вместить не мог».

Минимальный интервал движения в то время составлял 3,5 минуты, а 11-километровый участок пути составы преодолевали за 15-17 минут, что было почти вчетверо быстрее, чем на наземном общественном транспорте. Поезда из четырех вагонов вмещали порядка 600 человек. Техническая скорость поездов – 65 километров в час. Время стоянки на станциях составляло 30-35 секунд.


Строительство Ленинградского метро.

Первая линия метрополитена протянулась от станции «Автово», близ которой было расположено депо, до станции «Площадь Восстания». С помощью ветки метро была решена важная транспортная задача: соединение нескольких железнодорожных вокзалов города: Московского, Витебского, Балтийского и Варшавского.
Природные особенности местности не могли не наложить свой отпечаток на архитектуру нового метрополитена. Опыт московских метростроевцев перенять удавалось не во всем, часть задач приходилось решать заново. Например, при строительстве вестибюлей был задействован так называемый «плавающий фундамент», сокративший нагрузку на грунт, а также был задействован принципиально новый, «гибкий» тип эскалаторов. Многие станции ленинградского метро являются станциями глубокого заложения, что объясняется обилием рек и каналов в городе.

Разумеется, удобство и надежность были не единственными моментами, которым уделялось внимание при строительстве ленинградского метро. Не могли позабыть проектировщики также о красоте и идеологии. Каждая из станций первой линии была выполнена в определенной стилистике. Так, композиция «Площади восстания» посвящена революционным событиям 1917 года: облицовка из красного мрамора, бронзовые рельефы. Другая конечная станция, «Автово», отражает тему обороны Ленинграда. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них отделаны мрамором, а 16 облицованы декоративным стеклом. Сверкая и слегка отсвечивая голубизной, они придают подземному залу праздничную пышность.


Станция "Площадь Восстания".


Станция "Автово".

Жители и гости города с восторгом восприняли новый вид транспорта. В первые дни открытия каждый желающий мог оставить свой отзыв в специальной книге на любой из станций. Как правило, отзывы эти выражали благодарность и радость от увиденного: «Побывала в метро — как в раю. Теперь и помереть не страшно», «Ленинградское метро прекрасно! Нельзя без волнения осматривать его дворцы. Это куда лучше самой хорошей сказки!»

Интересный факт: первое время в ленинградском метро не было турникетов. Билеты у желающих проехаться на новых чудо-поездах проверяли контролеры. Первые турникеты - на тот момент экспериментальные - появились только через три года после открытия метрополитена - в 1958 году на станции метро Нарвская. Для первых турникетов выпустили и первые ленинградские жетоны, целью которых была замена несуществующей 50-копеечной монете (а именно столько тогда стоил проезд). Вскоре, правда, их упразднили, но в девяностые годы вернули снова. Жетоны до сих пор используются в питерском метро, являясь своеобразной визитной карточкой.

Ольга hvatograf Воронова,
редактор ЖЖ



Tags: main, дата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments