Город жил ожиданием дня.
Одолели, смогли, сумели.
И 15 ноября
Мы в метро распахнули двери.

Так описал открытие Ленинградского метрополитена машинист и поэт Г. И. Широков.




Проект второй в России подземки разрабатывать начали еще в тридцатые годы. Но в планы вмешалась Великая Отечественная война: вскоре после ее начала метростроевцы переключились на создание оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

По окончании войны работы в метрополитене возобновились с новой силой. Пробный поезд по первой линии ленинградского метро прошел 8 октября 1955 г., а 5 ноября 1955 г. был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди. Официальное же открытие произошло ровно 58 лет назад. Вот как описывает этот день ветеран метрополитена, бывший машинист-инструктор В. М. Азетов: «С полным основанием можно назвать первым тот электропоезд, перед которым 15 ноября 1955 года, после митинга на станции «Площадь Восстания», секретарь Областного комитета партии Ф. Р. Козлов разрезал ленту под торжественный звук Гимна Советского Союза. В роли машиниста был начальник депо Сергей Сергеевич Вуглинский, а я помощник. Была объявлена посадка. Участники митинга быстро заполнили вагоны. Я подал команду "Готов" и закрыл двери поезда, хотя платформа была ещё полностью занята первыми пассажирами: всех поезд вместить не мог».

Минимальный интервал движения в то время составлял 3,5 минуты, а 11-километровый участок пути составы преодолевали за 15-17 минут, что было почти вчетверо быстрее, чем на наземном общественном транспорте. Поезда из четырех вагонов вмещали порядка 600 человек. Техническая скорость поездов – 65 километров в час. Время стоянки на станциях составляло 30-35 секунд.


Строительство Ленинградского метро.

Первая линия метрополитена протянулась от станции «Автово», близ которой было расположено депо, до станции «Площадь Восстания». С помощью ветки метро была решена важная транспортная задача: соединение нескольких железнодорожных вокзалов города: Московского, Витебского, Балтийского и Варшавского.
Природные особенности местности не могли не наложить свой отпечаток на архитектуру нового метрополитена. Опыт московских метростроевцев перенять удавалось не во всем, часть задач приходилось решать заново. Например, при строительстве вестибюлей был задействован так называемый «плавающий фундамент», сокративший нагрузку на грунт, а также был задействован принципиально новый, «гибкий» тип эскалаторов. Многие станции ленинградского метро являются станциями глубокого заложения, что объясняется обилием рек и каналов в городе.

Разумеется, удобство и надежность были не единственными моментами, которым уделялось внимание при строительстве ленинградского метро. Не могли позабыть проектировщики также о красоте и идеологии. Каждая из станций первой линии была выполнена в определенной стилистике. Так, композиция «Площади восстания» посвящена революционным событиям 1917 года: облицовка из красного мрамора, бронзовые рельефы. Другая конечная станция, «Автово», отражает тему обороны Ленинграда. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них отделаны мрамором, а 16 облицованы декоративным стеклом. Сверкая и слегка отсвечивая голубизной, они придают подземному залу праздничную пышность.


Станция "Площадь Восстания".


Станция "Автово".

Жители и гости города с восторгом восприняли новый вид транспорта. В первые дни открытия каждый желающий мог оставить свой отзыв в специальной книге на любой из станций. Как правило, отзывы эти выражали благодарность и радость от увиденного: «Побывала в метро — как в раю. Теперь и помереть не страшно», «Ленинградское метро прекрасно! Нельзя без волнения осматривать его дворцы. Это куда лучше самой хорошей сказки!»

Интересный факт: первое время в ленинградском метро не было турникетов. Билеты у желающих проехаться на новых чудо-поездах проверяли контролеры. Первые турникеты - на тот момент экспериментальные - появились только через три года после открытия метрополитена - в 1958 году на станции метро Нарвская. Для первых турникетов выпустили и первые ленинградские жетоны, целью которых была замена несуществующей 50-копеечной монете (а именно столько тогда стоил проезд). Вскоре, правда, их упразднили, но в девяностые годы вернули снова. Жетоны до сих пор используются в питерском метро, являясь своеобразной визитной карточкой.

Ольга hvatograf Воронова,
редактор ЖЖ



Tags: ,
Мне было наверно лет 8 , когда отец в одно воскресное утро предложил мне проехать по только что открывшемуся в Ленинграде метрополитену. Ветки были котроткие . Мы вошли в меро на станции Владимирская, которая была ближней к нашему дому , а жили мы в то время на углу Марата и Социалистической улицы, и объехали на метро если не все , то многие станции .
Тогда метро заканчивалось в Автово , и пересадки в Техноложке кажется еще не было.
Мы выходили на каждой станции и рассматривали великолепие отделки. Люстры из хрусталя, мрамор и гранит колонн, бронзовые гирлянды и накладки и были мы не одни, ибо много людей ездили по станциям и рассматривали отделку. Людей в то время в метро было мало.
А недавно я был в Питере и на пересадке на Невском шел в сплошном потоке людей, почти вплотную прижатых друг к другу, и полумал, что сейчас метро стало тесно. Людей заметно прибавилось. И мало кто смотрит на отделку и великолепие архитектуры в метро.
Я бывал во многих городах Мира, но такого красивого метрополитена , как в Питере, я не встечал.
Птенчик вы еще глупый
У Вас еще вся жизнь впереди, ибо судя по манере общения вы - полный ноль.
Замечательное изобретение - Интернет: можно хамить и в морду не получать. Иначе, кто б с тобой разговаривал из приличных людей - самоуважение раздувается до невообразимых размеров как щеки квакуши на болоте. Опять же, помощь организму в очистке желчного пузыря!
А че ты грубишь? (Мы уже на ты?) Я, меж прочим, писАл в Вашу защиту против "птенцов"!!! А Вы все взяли на себя, да еще и их образ напялили!!?? Вам не идет!!
Точнее свои посты надо адресовать...Мне не нужна зашита. Я защишен.
А грязь - она ничейная: каждая свинья сама себе лужу выбирает по вкусу. Оказывается, безадресный пост проявляет суть лучше любого проявителя..... Взяли себе - берите, мне не жалко.
и на фоне всей этой роскоши - люди в обносках

кстати сегодня открыли Петроградскую, такая хорошенькая пока загадить не успели,даже резиновые поручни на экскалаторе новые, шероховатые
Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина, станция Ленинский проспект (или площадь Ленина)
Мне не нужно умнеть. Мне достаточно не поглупеть до твоего уровня.
А когда умру, то меня просто не станет. .это со всеми происходит.