
Ровно сто лет назад, произошло событие, переоценить значение которого трудно – настолько оно повлияло на облик современного мира. 1 декабря 1913 года на заводе Highland Park, принадлежащем Ford Motor Company, для полного цикла сборки автомобиля был впервые применён конвейер. Внедрение этой промышленной технологии позволило многократно сократить время сборки автомобиля и, в результате, снизить его цену настолько, что он стал по карману простому работяге. Именно в этот день автомобиль превратился из «роскоши» в «средство передвижения».

В 1908 году Генри Форд выпустил в свет машину, которую ещё очень долго будет считать идеальной, называлась она Ford Model T или просто «Форд Т». К моменту внедрения конвейера машина уже успела стать сенсацией и разойтись по всему миру, поскольку её ценник был на несколько сотен долларов меньше, чем у ближайших конкурентов – ощутимая для тех лет разница. При этом «Форд Т» не был низкокачественным

Для сборки «Форда Т» был сконструирован специальный конвейер. Раньше автомобили постепенно собирались на одном месте, как корабли на верфях. На одно только шасси уходило чуть больше полусуток, но после внедрения конвейера, позволившего собирать один автомобиль сразу на 84 участках, полное время сборки стало занимать всего 1,5 часа. Завод Highland Park работал круглые сутки, сборщики трудились в три смены по 8 часов, чтобы удовлетворить лавинообразно возросший спрос на «Форды Т», ведь применение конвейера позволило феноменально снизить стоимость автомобиля, сделав его доступным буквально для каждого. Если совсем недавно среднестатистический рабочий, приносящий домой 100 $ в месяц, и мечтать не мог когда-нибудь покрутить «баранку» 20-сильного автомобиля, то теперь он легко мог накопить на него всего за несколько месяцев. Производство «массового» автомобиля совершило настоящую промышленную революцию в экономике Америки и оказало не менее значимое влияние на жизнь людей во всём мире, позволив даже самому простому человеку укротить расстояние и подчинить время.

Любопытные факты
- В момент появления «Форда Т» в 1908 году его стоимость составляла порядка 850 $, однако после внедрения конвейера и совершенствования технологий сборки цена неуклонно снижалась: в 1913 г. – 550 $, в 1915 г. – 440 $, в 1916 – 360 $, к 1920 г. она упала до 260 $.
- Для продажи «Форда Т» была организована первая в истории дилерская сеть. Машина продавалась во всех крупных городах Америки и практически по всему миру. Граждане Российской империи также могли приобрести себе этот популярный автомобиль. Что они и делали с большим энтузиазмом.
- Генри Форд был известным крохобором. Даже ящики, в которых на завод поставлялись детали для автомобилей, разбирались и… сами становились частями этих автомобилей. Надо ли упоминать, что Форд нашёл применение и опилкам?
- «Форд Т» – первый автомобиль, одновременно выпускавшийся по всему миру. Производства располагались в Европе, Японии, Аргентине, Мексике и других странах.
- Генри Форд платил рабочим не только оклад, но и процент от выручки компании. По тем временам это было настолько дико, что его заклеймили социалистом.

- В 1914 году завод Форда выпустил больше машин, чем все остальные автокомпании вместе взятые. К тому моменту, когда из ворот Highland Park выехал 10-миллионный «Форд Т», половина всех машин в мире была «Фордами».
- Для изготовления металлических частей «Фордов Т» применялся инновационный ванадиевый сплав, благодаря которому многие из сохранившихся до наших дней автомобилей до сих пор на ходу.
- В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», опубликованной в 1932 году, Генри Форд показан неким мессией, а летоисчисление ведётся от выпуска «Форда Т».
- Генри Форд выпускал не только автомобили для массового рынка, но ещё самолёты, тракторы и гоночные машины.
- В настольной экономической стратегии Мартина Уолласа «Automobile» игроки берут на себя роли руководителей автокомпаний, пытающихся заработать на хлеб на заре автомобильной эпохи в условиях неотвратимости появления дешёвых машин. На коробке игры нарисованы рабочие, намывающие «Форды Т».
- «Форд Т» выпускался с 1908 по 1927 гг. в более чем 10 модификациях. На смену ему пришёл «Форд А». В 1932 году он начал выпускаться Горьковским автомобильным заводом (совместный проект Генри Форда и советского правительства) под названием «ГАЗ-А».

Александр
редактор LiveJournal