В понедельник исполнилось 90 лет со дня рождения великой оперной певицы - Марии Каллас. По субъективным причинам опубликовать материал в день ее рождения редактор культурного направления не смог, поэтому спешит исправиться и в срочном порядке публикует его сегодня. Итак, 2 декабря Марии Каллас исполнилось бы 90, но…



Трагичная судьба этой женщины в реальной жизни, по сути, перекрывает все судьбы ее сценических героинь вместе взятых, а их София Сеселия Калос переиграла за свою карьеру немало. Выйдя замуж за мужчину, обожавшего ее бесконечно, в один прекрасный день Мария Каллас оставила его ради любовника – миллиардера Аристотеля Оннасиса. Женой его она, правда, так и не стала, но к первому мужу не согласилась вернуться, отказавшись наотрез от любых разговоров на подобные темы. Эта личная драма, а также необузданное желание покорять всех и вся Каллас загнало в тупик, привело к смерти.



Кроме того, Мария Каллас как никто оставила неизгладимый след в душах своих коллег, о чем многие из них после ее смерти вспоминали. Причем назвать эти воспоминания позитивными и светлыми не всегда можно. delvin_stil приводит в своем блоге отрывок из автобиографии Марио Дель Монако (великого итальянского тенора), в котором певец пишет о Каллас без священного трепета: "Ее карьера началась еще до войны одновременно с моей, но поначалу ничто не предвещало ей судьбы оперной звезды такого уровня, чтобы соперничать с Ренатой Тебальди — величайшей звездой, восходившей в те годы. Я познакомился с Каллас в Риме, вскоре после ее прибытия из Америки, в доме маэстро Серафима, и помню, что она спела там несколько отрывков из "Турандот". Впечатление у меня сложилось не самое лучшее. Разумеется, Каллас легко справлялась со всеми вокальными трудностями, но гамма ее не производила впечатления однородной. Середина и низы были гортанными, а крайние верхи вибрировали.
Однако с годами Мария Каллас сумела превратить свои недостатки в достоинства. Они стали составной частью ее артистической личности и в каком-то смысле повысили исполнительскую оригинальность. Мария Каллас сумела утвердить свой собственный стиль. Впервые я пел с ней в августе 1948 года в генуэзском театре "Карло Феличе", исполняя "Турандот" под управлением Куэсты, а год спустя мы вместе с ней, а также с Росси-Леменьи и маэстро Серафимом отправились в Буэнос-Айрес.
Для Марии эта поездка оказалась неудачной. Еще в пути на борту трансатлантического лайнера, слушая ее вокализы, я понял, что она не понравится аргентинской публике. Рина согласилась с моими опасениями. Зрители театра "Колон" любят "итальянские" голоса, поэтому уже первая опера, "Турандот", требующая значительной вокальной мощи, стала для Каллас неудачей. Певица сделалась объектом всеобщих жестоких нападок и наотрез отказалась появляться на людях, вплоть до репетиций "Нормы". Однако маэстро Серафин, ее большой поклонник, сумел помочь ей преодолеть самый трудный переломный момент. "Норма" прошла гораздо лучше. Все же критики обошлись без гимнов. Они признали виртуозные и артистические достоинства Каллас, но не приняли ее голос, назвав его "неровным
".



Но даже в этих воспоминаниях великий итальянский тенор признает великий талант Каллас: "Ее воля могла сравниться с ее талантом. Помню, например, как, будучи сильно близорукой, она спускалась по лестнице в "Турандот", нащупывая ступени ногой столь естественно, что никто и никогда не догадался бы о ее недостатке. При любых обстоятельствах она держала себя так, будто вела схватку со всеми окружающими". (читайте весь отрывок в блоге автора)



Кстати, как пишет в своем посте stroganov об актерском таланте певицы можно судить только по отрывкам из сценических записей, полной записи ее театральных выступлений нет. «Есть полные аудио всех опер где она пела. И нет ни одной полной оперы в видеозаписи...». А еще он приводит в своем посте редкие факты о визите певицы в СССР и забавную историю с министром культуры того времени Екатериной Фурцевой, которая сделала Марию Каллас гостьей в своем доме на время ее визита в Москву. Мария уже не пела тогда, зато была горда своей ролью в фильме Паоло Пазолини «Медея» и предложила эту картину для проката в России. Как ответила на это предлжение Фурцева можно прочесть в посте автора…



Ну, а если говорить о кончине певицы, то по официальной версии Каллас умерла от сердечного приступа. По факту – все так, а вот как человек, как личность, она умерла, конечно, намного раньше, когда случился аборт ради обожаемого Оннасиса, наотрез отказавшегося от ребенка, когда случился разрыв с ним и когда певица потеряла голос. Исследования специалистов-фониатров, кстати, доказали, что умерла великая певица вовсе не от сердечного приступа, а от дерматомиозита — заболевания, при котором происходить разрыв внутренних тканей в области гортани. Сделали они этот вывод, проследив по записям, как меняется тембр певицы, опускающийся из сопранового звучания в меццо-сопрановый, что, конечно же, говорит о серьезнейших проблемах со связками.



Как бы то ни было, за годы своей карьеры, полной интриг, ссор и неправедного гнева, Мария Каллас гением собственной личности, своей творческой харизмой и мощью привела в движение огромный и долгоиграющий механизм – собственный образ, который заставляет ее поклонников с яростью защищать талант своей богини от нападок критиков и бесконечно обожать сценическое существо, которое в жизни вряд ли когда либо существовало. С этим вряд ли кто-то поспорит.



Федор muzicaviva Вяземский
Редактор культурного направления LiveJournal


Вечная память великой Богине!




Edited at 2013-12-03 08:55 pm (UTC)
Откуда взялась история про аборт? Это бездумная перепечатка того, что в интернете можно найти? Или есть источник? Тогда можно узнать название источника и автора? В 1960 году Каллас родила от Онассиса мальчика, который умер через 2 часа после рождения.Его назвали Omero.
Об этом пишут в СМИ (например, вот тут http://izvestia.ru/news/328675)
Не могу сослаться на более серьезный источник, а ваша информация о сыне откуда взята?