"Наркотическая" зависимость
"Есть только одна точка зрения: запретить.
Почему бы родителям не играть вместе с детьми?
Почему бы не рассматривать игры как источник образования для детей?"
Андрей Тихмянов, отец, терапевт и хирург
Компетентные специалисты
В интернете огромное количество страшилок про "ужасные компьютерные игры", написанных обладателями ученых степеней всевозможных медицинских наук, где они с использованием сложной терминологии призывают "неграмотных" родителей оградить детей от видеоигр, а то и отправить на принудительное лечение от "кибераддикции".
Проблема в том, что эти тексты пишут люди, которые сами в игры не играют, и пишут их для родителей, которые тоже не играют в игры. В итоге, запуганные родители начинают бороться с "заразой", а в обществе и интернетах множатся Страшные Мифы О Вреде Видеоигр.
Это мнение практически ничем не отличается от мифа о пристрастии к интернету, как к "новому наркотику". И если изобличать в читателях зависимость к интернету в сетевых статьях авторы "медицинских" статей как-то постеснялись, то бичевать компьютерные игры, как "чуму и наркотик 21 века" они продолжают:
"Вероника Яковлевна Готлиб, заведующая московским стационарным детско-подростковым наркологическим отделением, считает, что природа зависимости от наркотиков, от компьютерных игр, от Интернета – одна и та же"
Страшная статья (никому её не показывайте!)
Мы не будем обсуждать с вами профессионализм Вероники Яковлевны в ее рассуждениях про "психоактивное вещество" – но присмотритесь, у этого человека есть власть определять судьбу наших детей. Эти мифы столь успешны потому, что написаны, словно астрологические прогнозы, очень общими, демагогическими формулировками. В голословных спорах можно барахтаться очень долго. Наиболее простодушные борцы с "игровой наркоманией" не стесняются в тех же изобличающих статьях размещать телефоны и адреса своих наркологических центров. Печально, что этим мифам вторят простодушные родители.
Компьютерные игры появились в 50-хх годах, а как явление индустрии и в массовом порядке - с 80-хх годов. Интернет таким, каков он сейчас, появился в 1991 году. И за все эти годы зависимость от компьютерных игр или от Интернета не была официально признана заболеванием. А борьба за включение этих "зависимостей" в список болезней носит на сегодняшний день чисто политический характер, и интерес "бойцов за детей" более чем прозрачен.
Как проверить голословные утверждения, которые любой неглупый человек может вывернуть на любую сторону? Очень просто – практикой. Что если обратиться не к "специалистам" и не к запуганным родителям, а, наоборот – к успешным родителям успешных детей и узнать их секрет?
Практика – критерий истины
Андрей Тихмянов, блогер zabzamok
"На днях сын принес из школы четыре "пятерки". И запись в дневнике от учителя: "Даниил показал прекрасные знания по астрономии, географии и истории". Если учесть, что он учится во втором классе, где не проходят ни один из вышеперечисленных предметов, то мне эта запись весьма польстила.
Три месяца назад я поставил на компьютер "Assassins creed 2". Я стараюсь четко ограничивать нахождение ребенка за компьютером: не более 30 минут в день. И когда "застукал" сына, что он свое свободное время тратит на игрушку, не стал ругаться, а начал расспрашивать его о персонажах. Он мне с удовольствием рассказал о Леонардо. Моя фраза, а такой персонаж существовал в действительности, изумила его. Пришлось снять с полки книги и альбомы по искусству, и продемонстрировать ему картины да Винчи.
После этого мы пришли к соглашению. Он мне готовит рассказы об исторических персонажах, которые были в игре и о местах (с основными памятниками) которые приходилось пробегать герою. А я ему даю дополнительное время за игрой. Поскольку полки забиты книгами по искусству, архитектуре, путеводителями и энциклопедиями, то Даниил без труда отыскивал нужные сведения. Кстати сведения, которые раскапывал он, были интересны и мне.
Так мы с ним разобрались, кто такие Медичи, и кто из их семьи стал знаменитостью, и почему они поддерживали художников и архитекторов. Под это дело всплыли "черепашки ниндзя": Леонардо, Рафаэль, Донателло и Микеланджело и их основные произведения. Мы говорили о тамплиерах, ассасинах и о крестовых походах. Долго ползали по карте мира, выискивая Флоренцию, Рим, Венецию и сравнивая их с фотографиями сегодняшнего дня, которые я привез из путешествия. Мы развлекались и приобретали новые знания.
Неделю назад я поставил "Starcraft-2". На сегодняшний день мы изучили всю солнечную систему, количество спутников у Юпитера, и что такое "красное пятно" и кольца Сатурна, прошлись по спектральному классу звезд. Кстати, когда сын заявил, что Алан Шепард из игры "Mass Effect -2" это первый американский космонавт, я ему не поверил и проспорил большую шоколадку. Сейчас лазаю по сайту NASA, просматривая фотографии, а сын читает книжку про черные дыры. В воскресенье планируем пойти в музей космонавтики. А вечером будем вместе "мочить" зергов и протосов. Полчаса буду играть я и сорок пять минут он."
Светлана Фаддеева, блогер faddeeva
"Ужасы про компьютерные игры рассказывают родители, которые не занимаются своими детьми. Да, именно так. Не хотят или не могут - второй вопрос, но не занимаются. Потому что несравнимо быстрее и проще выключить компьютер, чем разбираться с его возможностями, подбирать развивающие игры, осваивать программы. Почему активнее всех против компьютера протестуют бабушки? Они не чувствуют в себе потенциала освоить все эти "премудрости", ощущают дискомфорт и ущерб авторитету от своей некомпетентности рядом с ребенком и нередко выбирают путь наименьшего сопротивления, утверждая, что все это блажь и вред. Родители, как правило, более компетентны, но им некогда.
Спорю на что хотите, что мама, которая звонит в службу доверия по поводу игровой зависимости у ребенка, ни разу не играла в эту игру и понятия не имеет, что там происходит. И не хочет в это вникать - зачем, если можно позвонить в службу доверия и переложить проблему с больной головы на здоровую. Но если она не знает, кто кого обидел в игре и что там происходит, как она сможет выстроить с ребенком доверительный разговор и что-то ему объяснить?
Пока моя дочка была маленькая, я играла во все игры, прежде чем они попадали к ней в руки. Я даже завела детскую рубрику в журнале, и через меня проходил большой поток игр. Да, это требовало очень много сил и времени. Зато я точно знала, что она развивает, чем занимается и что ей необходимо. А мой опыт, надеюсь, помогал другим родителям в выборе игр.
Сейчас дочка в 8 классе, она проводит за компьютером около двух часов в день. Если, конечно, сделаны все уроки. Да, я использую компьютер как стимул и нисколько этого не стесняюсь. Два года назад она зарегистрировала аккаунт в World of Warcraft и стала делать уроки значительно быстрее. Я рада. Если с успеваемостью у нее проблем не было никогда, то время приготовления уроков иной раз растягивалось до позднего вечера. Теперь не растягивается. И, не сомневайтесь - я в курсе того, кем она играет и с кем общается в игре. Кстати, игры развивают амбиции: год назад ребенок с интересом обнаружил, что учиться на пять намного проще и удобней, чем на четыре.
Еще у нее установлены Sims 3, которые она самостоятельно обновляет, и Spore, которые служат нам базой для биологических и социологических разговоров. Остальные игры она выбирает из числа имеющихся дома, устанавливает, играет и удаляет самостоятельно - сама следит за тем, чтобы программы не переполняли диск. Она зарегистрирована во Вконтакте (который я не люблю, но они общаются именно там) выкладывает фотографии, играет в браузерные игрушки, формирует свой плейлист, смотрит подкасты и мультфильмы. Это способы развития, самовыражения и взаимодействия ее поколения. Да, они не могут общаться во дворах, как это делали мы - но у них есть свои пути. Спасибо прогрессу - я бы не хотела, чтобы она проводила свои дни во дворе.
Конечно, я, как и все, много работаю и не смотрю за ребенком постоянно. Иногда компьютерное время разрастается. Я говорю - что-то у нас перебор, давай тайм-аут до конца недели? Или - мне кажется, хватит на сегодня? Не припомню скандалов по этому вопросу. Но два часа в неделю - это оторванная от реальности цифра. Особенно мне интересно взглянуть, как принцип "не больше часа в день" будут внедрять среди одиннадцатиклассников.
Не буду скрывать, у нее есть зависимость. Зачем мне вас обманывать? Есть. Она очень много читает. Значительно больше двух часов день и к отлучению от книги (в отличие от компьютера) отнесется без понимания. Не знаю, пора ли уже звонить в службу доверия. И я, кстати, озаботилась тем, чтобы она читала НЕ с компьютера. Она знает, что это вредно для зрения и знает, что может рассчитывать на покупку понравившейся книги.
В прекрасном компьютерном лагере, куда ребенок снова поедет этим летом, они под началом опытного педагога проводили за компьютером 4 часа в день - 2 утром и 2 вечером. Я не заметила ущерба для здоровья. Она освоила программу Sony Vegas, научилась делать достойные ролики и презентации. В этом году она поступила в вечернюю школу одного из ведущих ВУЗов. Свободного времени осталось совсем мало – но с тем большим наслаждением она выбирается в любимые игры.
А если все же нет времени заниматься ребенком - тогда, конечно, попробуйте забрать компьютер. Напишите потом, что у вас из этого вышло."
А что делать?
"Ваш ребенок проводит много времени за компьютером?
Приучите его к нормальным забавам - картам, вину, девочкам!"
Сетевой анекдот
Давайте посмотрим правде в глаза. Приучение ребенка к любым занятиям – это труд. Что ни делай с ребенком по принципу "чтобы под ногами не путался" – выйдет плохо. Дали ему компьютер, чтоб отстал от вас — не жалуйтесь.
Запретами тоже ничего не добиться. Запретный плод сладок вдвойне, и ваш ребенок будет играть у друга, в школе или в компьютерном клубе, если найдет его. Да и стоит ли запрещать искусство? Его нужно только фильтровать и прививать ребенку хороший вкус.
Компьютерные игры уже давно стали огромным пластом медиакультуры. Не верите? С 2011 года компьютерные игры официально признаны правительством США и американским Национальным фондом отдельным видом искусства, наряду с театром, кино, литературой.
Огромный потенциал у обучающих игр. Для этого существует целое направление производства обучающих компьютерных игр. Даже игры, которые не ставят целью быть учебниками, могут расширять кругозор, учить прекрасному или ставить перед моральным выбором, как хорошие художественные книги.
Как же себя вести родителю, если он не разбирается?
Чтобы вам было проще ориентироваться, считайте что игры - это такое увлекательное кино. И подбирайте игры соответственно. Да, есть такие игры, которые могут научить асоциальной линии поведения, но также есть и плохие книги о наркоманах (вспомним Пелевина) или фильмы о быте проституток. Но кроме них есть Стругацкие, Урсула Ле Гуин, "Гардемарины, вперед", "Звездные Войны" и тысячи других хороших фильмов и книг. Такая же ситуация и с играми.
В ролевых играх создатели игры мягко подталкивают игрока к "хорошим" решениям, в них ребенок учится договариваться там, где он не может решить вопрос силой. Играя в игры на английском языке, ребенку волей неволей приходится подучивать язык. Меняя жанры игр, игрок перестраивается под новые правила, другую систему взаимодействия с миром - и учится находить выход из ситуации и быстро соображать! В младшем возрасте надо подбирать хорошие игры самостоятельно: обучающие, глубокие и прекрасные, как сказочные истории.
Как показывает опыт, если уделять ребёнку столько внимания, сколько ему требуется, если вкладывать в него то, что мы сами считаем истинным и ценным, о компьютерной зависимости говорить не придётся. А для лучшего взаимопонимания стоит познакомить ребенка с вашими увлечениями (вместе сходить на рыбалку), а затем познакомиться с его увлечениями (вместе поиграть).
Вывод: "Не хотите игромана – играйте с ребенком сами".
С уважением, Дмитрий rhunwolf Тэлэри,
шеф-редактор кириллического сегмента ЖЖ,
при содействии Светланы faddeeva Фаддеевой и Андрея zabzamok Тихмянова.