"Наркотическая" зависимость
Эпиграф:
"Есть только одна точка зрения: запретить.
Почему бы родителям не играть вместе с детьми?
Почему бы не рассматривать игры как источник образования для детей?"
Андрей Тихмянов, отец, терапевт и хирург


Компетентные специалисты
В интернете огромное количество страшилок про "ужасные компьютерные игры", написанных обладателями ученых степеней всевозможных медицинских наук, где они с использованием сложной терминологии призывают "неграмотных" родителей оградить детей от видеоигр, а то и отправить на принудительное лечение от "кибераддикции".

Проблема в том, что эти тексты пишут люди, которые сами в игры не играют, и пишут их для родителей, которые тоже не играют в игры. В итоге, запуганные родители начинают бороться с "заразой", а в обществе и интернетах множатся Страшные Мифы О Вреде Видеоигр.

Это мнение практически ничем не отличается от мифа о пристрастии к интернету, как к "новому наркотику". И если изобличать в читателях зависимость к интернету в сетевых статьях авторы "медицинских" статей как-то постеснялись, то бичевать компьютерные игры, как "чуму и наркотик 21 века" они продолжают:

"Вероника Яковлевна Готлиб, заведующая московским стационарным детско-подростковым наркологическим отделением, считает, что природа зависимости от наркотиков, от компьютерных игр, от Интернета – одна и та же"
Страшная статья (никому её не показывайте!)

Мы не будем обсуждать с вами профессионализм Вероники Яковлевны в ее рассуждениях про "психоактивное вещество" – но присмотритесь, у этого человека есть власть определять судьбу наших детей. Эти мифы столь успешны потому, что написаны, словно астрологические прогнозы, очень общими, демагогическими формулировками. В голословных спорах можно барахтаться очень долго. Наиболее простодушные борцы с "игровой наркоманией" не стесняются в тех же изобличающих статьях размещать телефоны и адреса своих наркологических центров. Печально, что этим мифам вторят простодушные родители.

Компьютерные игры появились в 50-хх годах, а как явление индустрии и в массовом порядке - с 80-хх годов. Интернет таким, каков он сейчас, появился в 1991 году. И за все эти годы зависимость от компьютерных игр или от Интернета не была официально признана заболеванием. А борьба за включение этих "зависимостей" в список болезней носит на сегодняшний день чисто политический характер, и интерес "бойцов за детей" более чем прозрачен.

Как проверить голословные утверждения, которые любой неглупый человек может вывернуть на любую сторону? Очень просто – практикой. Что если обратиться не к "специалистам" и не к запуганным родителям, а, наоборот – к успешным родителям успешных детей и узнать их секрет?

Практика – критерий истины
Андрей Тихмянов, блогер zabzamok
"На днях сын принес из школы четыре "пятерки". И запись в дневнике от учителя: "Даниил показал прекрасные знания по астрономии, географии и истории". Если учесть, что он учится во втором классе, где не проходят ни один из вышеперечисленных предметов, то мне эта запись весьма польстила.

Три месяца назад я поставил на компьютер "Assassins creed 2". Я стараюсь четко ограничивать нахождение ребенка за компьютером: не более 30 минут в день. И когда "застукал" сына, что он свое свободное время тратит на игрушку, не стал ругаться, а начал расспрашивать его о персонажах. Он мне с удовольствием рассказал о Леонардо. Моя фраза, а такой персонаж существовал в действительности, изумила его. Пришлось снять с полки книги и альбомы по искусству, и продемонстрировать ему картины да Винчи.

После этого мы пришли к соглашению. Он мне готовит рассказы об исторических персонажах, которые были в игре и о местах (с основными памятниками) которые приходилось пробегать герою. А я ему даю дополнительное время за игрой. Поскольку полки забиты книгами по искусству, архитектуре, путеводителями и энциклопедиями, то Даниил без труда отыскивал нужные сведения. Кстати сведения, которые раскапывал он, были интересны и мне.

Так мы с ним разобрались, кто такие Медичи, и кто из их семьи стал знаменитостью, и почему они поддерживали художников и архитекторов. Под это дело всплыли "черепашки ниндзя": Леонардо, Рафаэль, Донателло и Микеланджело и их основные произведения. Мы говорили о тамплиерах, ассасинах и о крестовых походах. Долго ползали по карте мира, выискивая Флоренцию, Рим, Венецию и сравнивая их с фотографиями сегодняшнего дня, которые я привез из путешествия. Мы развлекались и приобретали новые знания.

Неделю назад я поставил "Starcraft-2". На сегодняшний день мы изучили всю солнечную систему, количество спутников у Юпитера, и что такое "красное пятно" и кольца Сатурна, прошлись по спектральному классу звезд. Кстати, когда сын заявил, что Алан Шепард из игры "Mass Effect -2" это первый американский космонавт, я ему не поверил и проспорил большую шоколадку. Сейчас лазаю по сайту NASA, просматривая фотографии, а сын читает книжку про черные дыры. В воскресенье планируем пойти в музей космонавтики. А вечером будем вместе "мочить" зергов и протосов. Полчаса буду играть я и сорок пять минут он."

Светлана Фаддеева, блогер faddeeva
"Ужасы про компьютерные игры рассказывают родители, которые не занимаются своими детьми. Да, именно так. Не хотят или не могут - второй вопрос, но не занимаются. Потому что несравнимо быстрее и проще выключить компьютер, чем разбираться с его возможностями, подбирать развивающие игры, осваивать программы. Почему активнее всех против компьютера протестуют бабушки? Они не чувствуют в себе потенциала освоить все эти "премудрости", ощущают дискомфорт и ущерб авторитету от своей некомпетентности рядом с ребенком и нередко выбирают путь наименьшего сопротивления, утверждая, что все это блажь и вред. Родители, как правило, более компетентны, но им некогда.

Спорю на что хотите, что мама, которая звонит в службу доверия по поводу игровой зависимости у ребенка, ни разу не играла в эту игру и понятия не имеет, что там происходит. И не хочет в это вникать - зачем, если можно позвонить в службу доверия и переложить проблему с больной головы на здоровую. Но если она не знает, кто кого обидел в игре и что там происходит, как она сможет выстроить с ребенком доверительный разговор и что-то ему объяснить?

Пока моя дочка была маленькая, я играла во все игры, прежде чем они попадали к ней в руки. Я даже завела детскую рубрику в журнале, и через меня проходил большой поток игр. Да, это требовало очень много сил и времени. Зато я точно знала, что она развивает, чем занимается и что ей необходимо. А мой опыт, надеюсь, помогал другим родителям в выборе игр.

Сейчас дочка в 8 классе, она проводит за компьютером около двух часов в день. Если, конечно, сделаны все уроки. Да, я использую компьютер как стимул и нисколько этого не стесняюсь. Два года назад она зарегистрировала аккаунт в World of Warcraft и стала делать уроки значительно быстрее. Я рада. Если с успеваемостью у нее проблем не было никогда, то время приготовления уроков иной раз растягивалось до позднего вечера. Теперь не растягивается. И, не сомневайтесь - я в курсе того, кем она играет и с кем общается в игре. Кстати, игры развивают амбиции: год назад ребенок с интересом обнаружил, что учиться на пять намного проще и удобней, чем на четыре.

Еще у нее установлены Sims 3, которые она самостоятельно обновляет, и Spore, которые служат нам базой для биологических и социологических разговоров. Остальные игры она выбирает из числа имеющихся дома, устанавливает, играет и удаляет самостоятельно - сама следит за тем, чтобы программы не переполняли диск. Она зарегистрирована во Вконтакте (который я не люблю, но они общаются именно там) выкладывает фотографии, играет в браузерные игрушки, формирует свой плейлист, смотрит подкасты и мультфильмы. Это способы развития, самовыражения и взаимодействия ее поколения. Да, они не могут общаться во дворах, как это делали мы - но у них есть свои пути. Спасибо прогрессу - я бы не хотела, чтобы она проводила свои дни во дворе.

Конечно, я, как и все, много работаю и не смотрю за ребенком постоянно. Иногда компьютерное время разрастается. Я говорю - что-то у нас перебор, давай тайм-аут до конца недели? Или - мне кажется, хватит на сегодня? Не припомню скандалов по этому вопросу. Но два часа в неделю - это оторванная от реальности цифра. Особенно мне интересно взглянуть, как принцип "не больше часа в день" будут внедрять среди одиннадцатиклассников.

Не буду скрывать, у нее есть зависимость. Зачем мне вас обманывать? Есть. Она очень много читает. Значительно больше двух часов день и к отлучению от книги (в отличие от компьютера) отнесется без понимания. Не знаю, пора ли уже звонить в службу доверия. И я, кстати, озаботилась тем, чтобы она читала НЕ с компьютера. Она знает, что это вредно для зрения и знает, что может рассчитывать на покупку понравившейся книги.

В прекрасном компьютерном лагере, куда ребенок снова поедет этим летом, они под началом опытного педагога проводили за компьютером 4 часа в день - 2 утром и 2 вечером. Я не заметила ущерба для здоровья. Она освоила программу Sony Vegas, научилась делать достойные ролики и презентации. В этом году она поступила в вечернюю школу одного из ведущих ВУЗов. Свободного времени осталось совсем мало – но с тем большим наслаждением она выбирается в любимые игры.

А если все же нет времени заниматься ребенком - тогда, конечно, попробуйте забрать компьютер. Напишите потом, что у вас из этого вышло."

А что делать?
Эпиграфы
"Ваш ребенок проводит много времени за компьютером?
Приучите его к нормальным забавам - картам, вину, девочкам!"
Сетевой анекдот


Давайте посмотрим правде в глаза. Приучение ребенка к любым занятиям – это труд. Что ни делай с ребенком по принципу "чтобы под ногами не путался" – выйдет плохо. Дали ему компьютер, чтоб отстал от вас — не жалуйтесь.

Запретами тоже ничего не добиться. Запретный плод сладок вдвойне, и ваш ребенок будет играть у друга, в школе или в компьютерном клубе, если найдет его. Да и стоит ли запрещать искусство? Его нужно только фильтровать и прививать ребенку хороший вкус.

Компьютерные игры уже давно стали огромным пластом медиакультуры. Не верите? С 2011 года компьютерные игры официально признаны правительством США и американским Национальным фондом отдельным видом искусства, наряду с театром, кино, литературой.

Огромный потенциал у обучающих игр. Для этого существует целое направление производства обучающих компьютерных игр. Даже игры, которые не ставят целью быть учебниками, могут расширять кругозор, учить прекрасному или ставить перед моральным выбором, как хорошие художественные книги.

Как же себя вести родителю, если он не разбирается?
Чтобы вам было проще ориентироваться, считайте что игры - это такое увлекательное кино. И подбирайте игры соответственно. Да, есть такие игры, которые могут научить асоциальной линии поведения, но также есть и плохие книги о наркоманах (вспомним Пелевина) или фильмы о быте проституток. Но кроме них есть Стругацкие, Урсула Ле Гуин, "Гардемарины, вперед", "Звездные Войны" и тысячи других хороших фильмов и книг. Такая же ситуация и с играми.

В ролевых играх создатели игры мягко подталкивают игрока к "хорошим" решениям, в них ребенок учится договариваться там, где он не может решить вопрос силой. Играя в игры на английском языке, ребенку волей неволей приходится подучивать язык. Меняя жанры игр, игрок перестраивается под новые правила, другую систему взаимодействия с миром - и учится находить выход из ситуации и быстро соображать! В младшем возрасте надо подбирать хорошие игры самостоятельно: обучающие, глубокие и прекрасные, как сказочные истории.

Как показывает опыт, если уделять ребёнку столько внимания, сколько ему требуется, если вкладывать в него то, что мы сами считаем истинным и ценным, о компьютерной зависимости говорить не придётся. А для лучшего взаимопонимания стоит познакомить ребенка с вашими увлечениями (вместе сходить на рыбалку), а затем познакомиться с его увлечениями (вместе поиграть).

Вывод: "Не хотите игромана – играйте с ребенком сами".

С уважением, Дмитрий rhunwolf Тэлэри,
шеф-редактор кириллического сегмента ЖЖ,
при содействии Светланы faddeeva Фаддеевой и Андрея zabzamok Тихмянова.

на тему пассажа о Пелевине
С пропагандой наркотиков дела обстоят довольно неприятно. Вынужден признать, что это явление в играх встречается, и не так чтобы уж очень редко. Дело в том, что пропаганда наркотика — это не прямые призывы его употреблять и даже не подсовывание его игровой модели герою. Это, в первую очередь, упоминание его как чего-то само собой разумеющегося.

Весьма мерзкий и действенный способ продвигать любую заразу — вариации на тему «это в порядке вещей». Казалось бы, игрок и сам прекрасно знает, что именно в порядке вещей. Его глазу привычна какая-то картина повседневного окружающего мира. Те игровые события, которые этой картине противоречат, попросту разрывают связь игры с реальностью и тотчас же списываются в счет условностей жанра, не нанося агитационного вреда...

Верно? Да, но лишь наполовину.

Дело в том, что есть еще и другая, теневая сторона человеческой натуры. Это фантазии. Некие размытые образы всего того, что человек никогда не видел лично. Они собраны из слухов, анекдотов, книг, фильмов... и в том числе компьютерных игр — отсутствие прямой информации мозг восполняет синтезом информации косвенной, не брезгуя любыми источниками. «Как живут миллионеры?», «Что едят на завтрак рок-звезды?», «Чем заняты секретные агенты?» — ответы на все эти вопросы далеко не каждый может получить напрямую. Это не рядом, это «где-то далеко», а потому — не входит для большинства из нас в обыденную картину мира.

А значит, говоря о любых мирах, отличных от повседневного бытового, нетрудно подать что угодно как «само собой разумеющееся». Допустим, что одежда миллионеров — свитер и джинсы. И вот поди попробуй опровергнуть, без живого миллионера под рукой. Иной и не рискнет опровергать, опасаясь прослыть невеждой в животрепещущем вопросе о том, как на самом деле живет «элита». Но джинсы — абстрактный и безобидный пример, в отличие от наркотиков. А принцип действия прежний. Вспомним хотя бы пелевинские наркотические пассажи: революционеров с кокаином или Татарского, дополнявшего кокаиновый ассортимент ЛСД и мухоморами. Автор не говорит прямым текстом «нюхай!», «кури!», «колись!», а лишь создает обаятельных героев, между делом внедряя наркоманию в их стиль жизни и систему ценностей. Это и есть самая жуткая пропаганда.

На заметку: на этих же принципах работает и реклама. Она в большинстве своем «продает» не товар, а стиль жизни, непременным атрибутом которого выступает напиток, журнал, марка сигарет — нужное подчеркнуть. Логика не требуется; никто не спешит объяснять, почему пельмени сопутствуют семейному уюту, — это «само собой разумеется», «это в порядке вещей». И работает это, между прочим, очень эффективно.

Но для убойного эффекта недостает последнего штриха: введя в книгу, фильм или игру наркотики, стыдливо «забыть» смоделировать реальный эффект их воздействия. Забыть показать реальную «ломку», реальную гибель личности, а затем и тела, а вместо этого подсунуть доверчивому читателю, зрителю или игроку утопически-наркотическую идиллию.

(с) Андрей Ленский http://lki.ru/text.php?id=3992
Re: на тему пассажа о Пелевине
Фантазии - "теневая сторона человеческой натуры"? Что ж, исключите фантазии из картины Мира, и посмотрите, что получится.
Re: на тему пассажа о Пелевине
Пожалуйста, покажите мне провод от компьютера, который впрыскивает в тело человека вещества. А еще уточните химический состав этих веществ и степень их воздействия на человека.
Ломка есть результат физилогического воздействия пирсхотропных веществ. Она не может наступить от домыслов автора.
Нет веществ и провода - о чем разговор? О домыслах бабушек.

“Психоактивное вещество”! Флогистон какой-то. Мракобесы правят.
Очень досадно, что темные безграмотные люди учат просвещенных, да еще с таким чувством превосходства! С чего бы? Откуда такая гордость собственной невежественностью? Это касается и собственно-компьютера, и интернета, и игр, среди которых есть очень красивые, умные и требующие ума. Понятно, что этим критикам, простейшую игру не одолеть, оттого и злятся, собственную глупость объясняя кибер-кознями.
Надо ли говорить, как полезны игры, как развивают интеллект и воображение, обогащают знания.
Опасность зависимости, однако, очевидна. Жаль, что борются с ней глупцы, усматривающие одну природу, один механизм в пристрастии к играм и к химическим веществам.
Подлые и глупые игры, как и люди такого рода, имеют место, возможно, что их немало. Понятно, что речь не о них.
Мракобесие наступает(
Каждый первый про "зависимость" от компьютера.
Что "зависимость" есть термин сугубо применимиый к зависимости телесной, не доходит.
Мракобесие наступает по всем линиям. "Освобожденный" народ показал себя во всей красе.
Проблема-то есть, но решать ее берутся дураки. Плохо.
А мне понравилось! Хоть я и не очень люблю компьютерные игры, потому что они жрут много времени, и со Светой, и с Андреем я согласен - нужно заниматься воспитанием и становлением ребёнка, тогда его личности ничто не повредит, потому что у него будет устойчивость к негативным влияниям. От психологических проблем и зависимостей поможет психологический иммунитет, который воспитывается психологическим же закаливанием, а это уже лежит на плечах и всех остальных частях тела родителей.
Вы пропагандируете потребление. Потребление, как говорите, может быть еще развивающим... Да, да, курение тоже развивает социальный навык трындения в курилке и изворотливости перед родителями в попытках спрятать сигареты. Но это не дает реальной прибыли. Это дает просто времяпровождение. Теоретически полезное.

Компьютер есть инструмент и не более того. А компьютерные игры - приложение к инструменту. А уж как ими пользоваться - вопрос интеллекта.

Я вот знаю замечательную развивающую игру, не требующих особых затрат - заработай себе на компьютере на новый диск сам... Сделай деньги на пользователях соцсетей. А еще есть одна познавательная игра - взломай защиту на игре и дай ее другим за плюсики... Сделай новую модель одежды в Sims 3 и продай ее за баллы, что бы получить себе новый диск Store без деревянных.

Вот такие вот игры делают новых интересных специалистов... А просто игра ничего не дает, кроме удовлетворения линейки досуга из Sims 3.
    Ну когда уже люди научатся читать, а? Не просто опознавать немногочисленные знакомые буквы и иногда даже удачно складывать их в слова, а понимать записанные ими смыслы.

«В этот момент, – говорит Рейчел, – меня как ударило: да ведь это же я, я сама все это время путала фантазию и реальность! Передо мной стоит маленький мальчик с игрушечным мечом – и я всерьез верю, что эта штуковина может превратить его в убийцу!»


Отсюда.
Ну просто великолепнейшая статья!