
Микеланджело. Грехопадение Адама и Евы. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Концепция первородного греха, постигшего человечество после того, как его мифические предки вкусили запретный плод, нередко становится предметом обсуждений. Отчего людям приходится отвечать за проступок Адама? Зачем вообще в Райском саду была посажена злосчастная яблоня?
В центре интересующего нас фрагмента росписи Сикстинской капеллы изображён Змей. На многих иллюстрациях его можно увидеть таким, не слишком похожим на современного вида рептилию. Считается, что до грехопадения Змей не был безногим пресмыкающимся и умел говорить, но в наказание за содеянное Бог лишил его конечностей и дара человеческой речи. О том, как Змей мог выглядеть "в старые добрые времена" есть интересная англоязычная статья со множеством наглядных примеров.



То, что я пишу, не совсем мои измышления - так или иначе, сей взгляд сформировался не путем неких непроверяемых откровений, а через чтение умных книжек и выслушивание умных людей, имеющих прямое отношение к вполне себе каноничному православию. Другое дело, что все это было весьма давно и могу путать. Однако, я думаю, что озвучиваю вполне "каноничную" версию. Тем не менее, прошу при прочтении помнить, что я не есть какой-нибудь священник и даже христианином-мирянином меня можно назвать с немалой натяжкой. И я озвучиваю свое понимание того, что я слышал краем уха (кажется, в списке источников имеет право фигурировать диакон Кураев, но и за верность пересказа ручаться не могу).
В общем, наслаждайтесь.
Первородный грех. Почему люди отвечают за Адама?
Все дело в том, что постановка вопроса совершенно неверная. Не отвечаем мы за Адама, все несколько... сложнее.
На самом деле, события, происходившие в Эдеме после сотворения Евы, очень сжаты во времени - экшна там столько, что голливудский боевик обзавидуется.
Адам видит Еву. Обычно любовные романы начинаются с прелюдий и тому подобных цветочно-конфетных периодов, однако здесь все было несколько... менее романтично. Иными словами, Адам мгновенно воспылал неплатоническими страстями, Ева тоже... И приступили они к самому главному. После чего Адам, умучанный Евой, заснул, а Ева отправилась блондить по Эдему, где и наткнулась на Змия, который, собственно, и вручил ей яблоко, которое она вскоре скормила Адаму. Адам яблоко скушал, понял, что он голый - и принялся прятаться от Бога, мол, голый, стыдно...
Надо помнить, что сии строки вовсе не следует понимать, мол, бегал по Эдему такой обизьян, которому даже и невдомек было, что неплохо бы одеться. Мол, без яблока не дошло бы до него. Дело в том, что Адам с Евой, до того, как съели яблоко, были облачены в одеяния божественной благодати. Символизм, конечно, но, тем не менее подразумевается именно тот факт, что, съев яблоко, они не осознали свою наготу – они ее обрели. Вернее, они попросту «разделись», совершив отступление от божественной воли и добровольно скинув с себя вышеупомянутое «облачение».
Бог обнаруживает прячущегося Адама и учиняет ему допрос. В каком-то смысле, это для Адама шанс. Шанс совершить первое покаяние в истории мира. Мол, простите, папа, бес попутал. Грешен. Поступает Адам именно так? Если бы… В ответ Бог получает всем нам отлично знакомое «Это все она! Я ни при чем!». Ну разумеется, кому из нас не знакомо желание если и не перевалить на другого вину целиком, то хоть частичку на кого-то сбагрить. Ева, конечно, тоже не торопится каяться и просить прощения, она тоже пытается переводить стрелки, но безрезультатно. Фактически, история первородного греха есть первый в истории случай реализованной свободы выбора… И не сказать, что реализованной умно. Как бы то ни было, Адам и Ева самостоятельно отказываются от того пути, который им предначертан Богом. С этого момента их дальнейшее нахождение в Эдеме становится попросту немыслимым: ведь они не просто писяют не под те кустики или матерятся в присутствии Творца, они напрямую отказываются от признания Его чем-то, достойным уважения, почитания, преклонения. Они отказываются верить Ему и в Него – иначе как объяснить нарушение ими Его воли?
Самое смешное и обидное: само яблоко-то им в любом случае скормили бы. Другое дело, что Божественный замысел подразумевал это как дар для Адама и Евы. А они этот дар стырили втихую. У Юрия Никитина есть шикарнейшая фраза (привожу по памяти): «Не за то Бог осерчал, что человек яблоко украл, а за то, что этот идиот его незрелым слопал».
Итак, Адам и Ева, совершив акт богоотступничества, покидают Эдем. «Прибыв на землю», они начинают обустраиваться и обживаться. И на земле же Ева рождает первого своего ребенка. А теперь – внимание, вопрос. Адам и Ева лишены божественной благодати. Не потому, что Бог злой, а потому, что сами ее выкинули. Могут ли они передать такую благодать своему ребенку? Нет, вестимо. Этот ребеночек рожден во грехе. В греховном состоянии разума, если угодно, благо среди его родителей святых явно не наблюдаются. Во грехе он и воспитан: разве могут двое богоотступников научить дитятко Божественной любви? А будущим детям этого ребятеныша откуда об оной любви узнать?
Именно в этом и есть суть первородного греха. Дело тут не в том, что боженька - злюка и праправнукам Адама и Евы припоминает стыренное яблоко. Дело в том, что все мы есть потомки тех, кто Бога отринул. И нам попросту неоткуда узнать, от чего именно отказались наши прапрабабка и прапрадедка - в Эдеме то ли не велось протокола, то ли Адаму и Еве его на руки не выдали при изгнании. Вернее, узнать есть откуда - из учения Христа, но это совсем другая история.
В общем, наслаждайтесь.
Первородный грех. Почему люди отвечают за Адама?
Все дело в том, что постановка вопроса совершенно неверная. Не отвечаем мы за Адама, все несколько... сложнее.
На самом деле, события, происходившие в Эдеме после сотворения Евы, очень сжаты во времени - экшна там столько, что голливудский боевик обзавидуется.
Адам видит Еву. Обычно любовные романы начинаются с прелюдий и тому подобных цветочно-конфетных периодов, однако здесь все было несколько... менее романтично. Иными словами, Адам мгновенно воспылал неплатоническими страстями, Ева тоже... И приступили они к самому главному. После чего Адам, умучанный Евой, заснул, а Ева отправилась блондить по Эдему, где и наткнулась на Змия, который, собственно, и вручил ей яблоко, которое она вскоре скормила Адаму. Адам яблоко скушал, понял, что он голый - и принялся прятаться от Бога, мол, голый, стыдно...
Надо помнить, что сии строки вовсе не следует понимать, мол, бегал по Эдему такой обизьян, которому даже и невдомек было, что неплохо бы одеться. Мол, без яблока не дошло бы до него. Дело в том, что Адам с Евой, до того, как съели яблоко, были облачены в одеяния божественной благодати. Символизм, конечно, но, тем не менее подразумевается именно тот факт, что, съев яблоко, они не осознали свою наготу – они ее обрели. Вернее, они попросту «разделись», совершив отступление от божественной воли и добровольно скинув с себя вышеупомянутое «облачение».
Бог обнаруживает прячущегося Адама и учиняет ему допрос. В каком-то смысле, это для Адама шанс. Шанс совершить первое покаяние в истории мира. Мол, простите, папа, бес попутал. Грешен. Поступает Адам именно так? Если бы… В ответ Бог получает всем нам отлично знакомое «Это все она! Я ни при чем!». Ну разумеется, кому из нас не знакомо желание если и не перевалить на другого вину целиком, то хоть частичку на кого-то сбагрить. Ева, конечно, тоже не торопится каяться и просить прощения, она тоже пытается переводить стрелки, но безрезультатно. Фактически, история первородного греха есть первый в истории случай реализованной свободы выбора… И не сказать, что реализованной умно. Как бы то ни было, Адам и Ева самостоятельно отказываются от того пути, который им предначертан Богом. С этого момента их дальнейшее нахождение в Эдеме становится попросту немыслимым: ведь они не просто писяют не под те кустики или матерятся в присутствии Творца, они напрямую отказываются от признания Его чем-то, достойным уважения, почитания, преклонения. Они отказываются верить Ему и в Него – иначе как объяснить нарушение ими Его воли?
Самое смешное и обидное: само яблоко-то им в любом случае скормили бы. Другое дело, что Божественный замысел подразумевал это как дар для Адама и Евы. А они этот дар стырили втихую. У Юрия Никитина есть шикарнейшая фраза (привожу по памяти): «Не за то Бог осерчал, что человек яблоко украл, а за то, что этот идиот его незрелым слопал».
Итак, Адам и Ева, совершив акт богоотступничества, покидают Эдем. «Прибыв на землю», они начинают обустраиваться и обживаться. И на земле же Ева рождает первого своего ребенка. А теперь – внимание, вопрос. Адам и Ева лишены божественной благодати. Не потому, что Бог злой, а потому, что сами ее выкинули. Могут ли они передать такую благодать своему ребенку? Нет, вестимо. Этот ребеночек рожден во грехе. В греховном состоянии разума, если угодно, благо среди его родителей святых явно не наблюдаются. Во грехе он и воспитан: разве могут двое богоотступников научить дитятко Божественной любви? А будущим детям этого ребятеныша откуда об оной любви узнать?
Именно в этом и есть суть первородного греха. Дело тут не в том, что боженька - злюка и праправнукам Адама и Евы припоминает стыренное яблоко. Дело в том, что все мы есть потомки тех, кто Бога отринул. И нам попросту неоткуда узнать, от чего именно отказались наши прапрабабка и прапрадедка - в Эдеме то ли не велось протокола, то ли Адаму и Еве его на руки не выдали при изгнании. Вернее, узнать есть откуда - из учения Христа, но это совсем другая история.
Обсудить в блоге автора