Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Categories:

Жестокие компьютерные игры предотвращают насилие?

Жестокие компьютерные игры


Профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша в своем блоге пишет о такой популярной сегодня теме, как сцены насилия в ТВ-программах и жестокие компьютерные игры — нужно ли ограждать от этого детей и подростков?

Давно собирался написать вот о чем.

Есть такая популярная тема – что компьютерные игры обучают детей и подростков насилию. А также сцены насилия, показываемые по телевизору. И что надо поэтому компьютерные игры и программы с соответствующими сценами – запретить. (И тогда, само собой разумеется, мы получим страну, в которой насилия не будет, как это было на Руси в стародавние времена).

Так вот, все ровно наоборот. Компьютерные игры служат «регулятором снижения давления», их функция в том, чтобы предотвращать насилие, переводить его из реальной формы в символическую (игровую).

Есть довольно известные (но многим неизвестные) исследования о том, что в исторической перспективе начиная с Каменного века уровень насилия в обществе неуклонно снижается - вот выступление исследователя этой темы Стивена Пинкера на TED. Да, и «самый жестокий» 20 век, как ни странно, в мировом масштабе (в масштабе человеческой популяции) оказывается самым миролюбивым, несмотря на две мировых войны, революции и геноциды. Выясняется, что если строго, без эмоций и свойственных обывателю «интеллектуальных искажений» подойти к этому вопросу, то станет совершенно очевидно – мы живем в обществе, уровень насилия в котором снизился невероятно по сравнению с любыми другими историческими периодами. Как показывает другой исследователь этой темы, наш соотечественник Акоп Назаретян (независимо от Пинкера доказавший ту же зависимость), произошло это за счет виртуализации насилия - перевода актов насилия из сферы реальности в сферу воображения. Если в 19 веке взрослое население удовлетворяло свою потребность в кровожадных зрелищах за счет, скажем, просмотра публичных казней, а молодежь обычно дралась «стенка на стенку», то в начале 21 века взрослые смотрят программы новостей и фильмы ужасов, а молодые играют в шутеры. Способом «канализации» межпопуляционного насилия становятся спорт (привет, Олимпийские игры!), музыка, межкорпоративная и политическая борьба. Иными словами, вместо того, чтобы нападать друг на друга, развитые общества вырабатывают специальные протоколы сосуществования, чтобы присущая нашему виду природная агрессия находила конструктивные способы выражения, не мешала нашему сосуществованию.

И в этом смысле компьютерные игры – один из очень важных каналов перевода насилия из реального в виртуальное выражение. Особенно у подростков, уровень агрессии у которых (природно) наиболее высок. Чем больше подросток занят игрой, скажем, в борьбу с инопланетными захватчиками, тем меньше шансов, что он пойдет на улицу и даст по голове случайному прохожему или соседу дяде Вове. (Есть, конечно, и обратная сторона, поскольку «правильно упакованная агрессия» превращается в творческую энергию, и тот же самый подросток мог бы, например, сделать бизнес по продаже детских журналов – но «перепаковка» в конструктив это уже совсем отдельная история, и на одного перепакованного все равно будет десять, которые перепаковываться не хотят, а заняться чем-то надо). Я говорю о статистической зависимости, о социальном механизме регуляции. Да, отдельные подростки, совершавшие акты насилия, утверждали, что научились лучше понимать, куда стрелять, через шутеры. Но не было бы шутеров – они бы учились по книжкам или на кошках. Принцип остается –а отдельные кейсы ничего не доказывают, потому что в многомиллиардной популяции можно найти любые виды отклонений.

Поэтому. Когда в следующий раз будут выступать «эксперты по детской психологии», разъясняющие вред компьютерных игр, или будут готовиться проекты законов для Государственной думы, требующие запретить эти самые игры - имейте в виду, что люди, поддерживающие эти инициативы, похожи на людей, которые считают, что если истребить в городе всех черных кошек, то все горожане сразу станут очень удачливы.


Обсудить в блоге автора

Tags: editors, main, видеоигры, общество, телевидение
Subscribe

  • Когда компьютеры были большие

    Логотипы старых видеоигр Изображение: wallpaperbeautiful Ценитель хорошего кино и прекрасных игр hansomia уже полгода проводит…

  • Пятничные котики

    Фотография: Thinkstock Котики по пятницам в ЖЖ — это традиция. А традиции нарушать нельзя. Скорее кормите своих котиков, если они у вас есть, и…

  • Безопасность покупателя

    Чайная лавка во мраке без электричества. 31 января 1957 года, деревня Llanfachraeth, Уэльс Фотография: Национальная библиотека Уэльса Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Когда компьютеры были большие

    Логотипы старых видеоигр Изображение: wallpaperbeautiful Ценитель хорошего кино и прекрасных игр hansomia уже полгода проводит…

  • Пятничные котики

    Фотография: Thinkstock Котики по пятницам в ЖЖ — это традиция. А традиции нарушать нельзя. Скорее кормите своих котиков, если они у вас есть, и…

  • Безопасность покупателя

    Чайная лавка во мраке без электричества. 31 января 1957 года, деревня Llanfachraeth, Уэльс Фотография: Национальная библиотека Уэльса Как…