Коллективное сознательное (lj_editor) wrote in lj_editors,
Коллективное сознательное
lj_editor
lj_editors

Categories:

Настоящее лицо Робеспьера



В середине декабря 2013 года в СМИ появилась информация о 3D реконструкции «подлинного облика» Максимилиана Робеспьера по посмертной маске, якобы снятой с его головы после казни. Результат визуализации получился довольно жутким. Робеспьер выглядел на нём хуже, чем на любом из существующих изображений, включая ту самую маску. Журналы тут же занялись постановкой различных диагнозов революционеру, не удержалось даже престижное медицинское издание The Lancet. Однако не все восприняли 3D картинку как новую истину. В поисках настоящего лица Робеспьера eleonored и mlle_anais провели интереснейшее историческое исследование, о чём рассказали в своих журналах.

Почтите вниманием труд mlle_anais. Это рассказ человека, который не только сведущ в теме, но и умеет выстроить увлекательное повествование. Осторожно — в посте есть фотография отрубленной головы:

Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы – в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора (плюс Филипп Леба, застрелившийся предыдущей ночью в ратуше) – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Это нужно, должно быть, ещё раз написать жирными буквами. По приказу Конвента, чтобы никто и никогда…
И вот при этом при всём – при стремлении уничтожить останки без следа, скрыть само расположение могилы – существует живучая легенда о том, что женщине по имени Мария Гроссхольц, фактически приёмной родственнице и ученице доктора Курциуса, державшего в Париже, на улице Тампль, кабинет восковых фигур, удалось снять посмертную маску Робеспьера.
И жива эта история до сих пор. А всё оттого, что Мария, сперва унаследовавшая от умершего в 1794 году Курциуса его коллекцию, вышедшая через несколько лет замуж за господина по фамилии Тюссо, а потом перебравшаяся вместе со своими работами и учениками в Англию, предъявляла доказательство.
Доказательство в виде "той самой" снятой после казни маски Робеспьера.
Собственно, вот так выглядела голова, выставленная в музее мадам Тюссо, на тот момент, когда до неё добралась фотография.


Основательное исследование в трёх частях от eleonored:

Максимилиан Робеспьер: маска и лицо. Часть первая. Маска Осторожно — в записи отрубленные головы.



Филипп Фрош, создатель 3D модели утверждает, что это - копия посмертной маски, снятой Мари Грошольц. Более того, в сообщениях об этой реконструкции утверждается, что во время французской революции мадам Тюссо было поручено снимать маски с известных людей приговоренных к гильотине. Не до казни, а после – с отрубленных голов. Мари Тюссо собственноручно снимала с них посмертные маски, и через несколько дней любой желающий мог увидеть "живого" казненного в ее галерее...
К сожалению, никто - даже среди критиков - почему-то не вспоминает, что этот рассказ находится в непримиримом противоречии с действительной политикой властей – с тем, что со времен казни бывшего короля французов, чьи останки были засыпаны негашеной известью, дабы никто и никогда не смог сделать из них реликвию, объект для поклонения, те же самые меры предпринимались и в отношении всех казненных политических преступников.


Часть вторая. «Реконструкция»


Реконструкцией физического облика Максимилиана Робеспьера занимается студия Visualforensic – лаборатория при медицинском факультете l'Université Autonome de Barcelone. Как сообщают электронные СМИ, сотрудники студии, а это не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи и патологоанатомы, нередко выступают экспертами в деле распознавания лиц в уголовных расследованиях, ее наработками давно и успешно пользуется институт судебно-медицинской экспертизы Испании. Однако ее основная работа заключается в подготовке высококачественного HD контента для TV передач, музеев или печатных изданий.
В предшествующие годы студия успела достаточно громко заявить о себе, осуществив 3D-реконструкцию физического облика Симона Боливара, французского короля Генриха IV и ряд других проектов. Научным обоснованием этих работ является метод пластической реконструкции лица по черепу, разработанный еще в 40-х годах советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым на основе принципов, положенных Жоржем Кювье в основу палеонтологической реконструкции. С того времени метод постоянно совершенствуется, и использование современных компьютерных технологий значительно расширяет его возможности: студия Visualforensic постоянно подчеркивает, что использует в своей работе компьютерные программы, разработанные и используемые ФБР, с учетом физиологии и законов формирования костей и тела.
Это придает результатам работы студии некую ауру заведомой научной достоверности, – которая распространяется и на восприятие значительной частью общественности «реконструкции» физического облика Максимилиана Робеспьера, осуществленной специалистом по лицевой реконструкции Филиппом Фрошем (Philippe Froesch) и патологоанатомом Филиппом Шарлье (Philippe Charlier), – тем более что наряду с публикациями в официальных СМИ студия демонстрирует на своей странице в фейсбуке различные этапы работы над образом этого исторического персонажа.


Часть третья. «Диагноз»


Я не собираюсь уподобляться авторам этой «реконструкции», предлагая какой-нибудь другой диагноз по юзерпику – хотя некогда и вела разговоры на эту тему... – Попробую однако разобраться в том, что предлагают они...
Представив публике 12 декабря результат проведенной «реконструкции», Филипп Фрош сообщил, что 21 декабря его коллега, доктор Франсуа Шарлье, даст пресс-конференцию, в ходе которой расскажет о проделанной работе и поделится выводами о состоянии здоровья Робеспьера. Информация появилась на день раньше, в том числе в британском медицинском журнале «Ланцет» (Robespierre: the oldest case of sarcoidosis?) – и вызвала у меня, скажем так... некоторое недоумение...


О диагнозе Робеспьеру написал и известный медицинский блогер Алексей Водовозов:

Французский антрополог и испанский спец по визуализации по посмертной маске Максимилиана Робеспьера восстановили его предположительный облик.



После того, как глянули на результат, ученые озадачились историей болезни Робеспьера и покопались в нескольких источниках, которые ее описывали. Получается, что Робеспьер страдал системным заболеванием, в наше время известным как саркоидоз (болезнь Бенье — Бёка — Шаумана) и, по сути, это старейший описанный случай болезни в истории. До того первым упоминанием считалось описание Джонатана Хатчинсона, британского хирурга и дерматолога, датируемое 1877 годом (Hutchinson J. Anomalous diseases of skin and fingers: case of livid papillary psoriasis?. In: Illustrations of clinical surgery. London: J and A Churchill, 1877: 42.).

Источники свидетельствовали о том, что один из ярчайших деятелей Французской революции (казненный в 1794 году в возрасте 36 лет) жаловался на ухудшение зрения, у него отмечалась желтуха, астенический синдром, длительно незаживающие язвы нижних конечностей, тики мышц глаза и рта, периодические носовые кровотечения. Причем с 1790 года и до самой казни состояние Робеспьера постоянно ухудшалось.

На лице также хорошо видны оспины, следы перенесенной натуральной оспы.

В ходе дифдиагностики были отвергнуты такие варианты, как туберкулез, гранулематоз Вегенера, лепра, хроническая надпочечниковая недостаточность, гемохроматоз и склеродермия.


Tags: editors, история, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →