Джек Траут, маркетолог


Независимый бизнес-консультант и бизнес-тренер Александр Левитас рассказывает в своем блоге об опасности книг западных бизнес-гуру, которые считают, что им открылась истина, и что их модель успеха верна всегда и для всех.

В качестве примера приводятся высказывания высокооплачиваемого маркетолога и президента консалтинговой фирмы «Trout&Partners» — Джека Траута (на фото). Тот был убежден, что попытка совместить в одном устройстве телефон, ежедневник-органайзер, электронную книгу и консоль для выхода в Интернет — нелепость, которая приведет к провалу.

Я уже писал про опасность книг западных бизнес-гуру, которые считают, что им открылась истина, и что их модель успеха верна всегда и для всех. И вот подвернулась совершенно роскошная иллюстрация.

Дедушка Траут, к которому я в общем и целом отношусь с большим уважением, в своей весьма достойной книге "Диффиренцируйся или умри", написанной в 2000-м году (и переизданной в новой редакции в 2008-м году) рассуждает о "непреложном законе" фокуса, и о том, что неудача будет уделом тех, кто теряет фокус.

В качестве иллюстрации он приводит пару примеров нелепых, на его взгляд, идей.

Первая из них - это обречённая на провал попытка совместить в одном устройстве принтер, сканер, ксерокс и факс. Понятно ведь, что такая смесь бульдога с носорогом никому не нужна, учит нас дедушка Траут, и что люди предпочитают печатать на принтере и ксерить на ксероксе, не смешивая эти устройства.


  • Сегодня эти устройства, известные как МФУ, стоят как бы не в каждом втором офисе, и бешено популярны в домашних офисах, т.к. в рабочий кабинет в доме зачастую невозможно поставить 4 устройства, вместо которых можно купить всего одно МФУ


Но это ещё цветочки. А ягодки - это рассуждения дедушки Траута о том, насколько бесперспективна и нелепа попытка совместить в одном устройстве телефон, ежедневник-органайзер, электронную книгу и консоль для выхода в Интернет, и что подобные попытки неизменно проваливались в прошлом, и точно так же провалятся в будущем.


  • Это был не просто прогноз, эта была буквально преступная слепота - книга дописывалась, когда уже вовсю шла продажа iPhone и надо было очень плотно засунуть голову в за в песок, чтобы не заметить тенденцию


Напомню, что Траут не только автор теоретических книг, но ещё и высокооплачиваемый консультант, и те же советы он давал компаниям, которые платили десятки, а то и сотни тысяч долларов за его рекомендации.

И если вспомнить, что Nokia свалилась с лидерской позиции в аутсайдеры ровно потому, что плюнула на смартфоны и продолжала выпускать телефоны с кнопками, пока продажи не обрушились ниже плинтуса - то если предположить, что принятие решения было хотя бы отчасти основано на советах дедушки Траута, окажется, что ущерб от советов маркетингового гуру Джека Траута измеряется в миллиардах долларов.

К чему я это рассказываю? Ошибка Траута была не в том, что он сделал ошибочный прогноз - любой эксперт, который пытается делать прогнозы, чаще ошибается, чем угадывает верно. Это как раз нормально.

Ошибка была в том, что свою умозрительную теорию он пытался выдать за непреложный закон природы. Вместо того, чтобы сказать: "Я видел, что в прошлом многие компании вот в таких обстоятельствах получали вот такой результат", он говорил: "Это правило является фундаментальным законом и будет работать всегда".

Поэтому не верьте тем, кто говорит о том, что его метод будет работать всегда. Не верьте тому, кто пытается лечить все болезни одной таблеткой. Не верьте тому, кто берётся предсказывать будущее. Берите из книг идеи, примеры, приёмы, технологии - но только не поддавайтесь на провокации автора, убеждающего Вас в том, что "это будет верно всегда и для любой компании".

Думайте и пробуйте. И верьте результатам, а не учебникам.


Прочитать полную версию поста и обсудить опасности книг западных бизнес-гуру — можно в блоге автора.