Источник фотографии
Писательница Анастасия Шакирова рассказывает в своем «Живом журнале» о повседневной жизни киевлян в эти очень непростые дни.
Я и мое непосредственное окружение - в порядке. Некоторые друзья на Майдане, да. Но они отписываются, спасибо им.
Киев - стоит. В Киеве тепло, я давно не видела такого февраля, который в нашем безумном климате похож то ли на конец марта, то ли на конец апреля, учитывая, что конец марта в прошлом году был ознаменован сугробами по колено. В Киеве солнце, разноцветные тучи, голубое небо, сильный ветер.
В Киеве очереди к банкоматам и за канистрами с питьевой аш-два-о - такие, как в моем еще дошкольном детстве за едой. За едой тоже очереди, но там все логичнее: маленькие магазинчики почти без покупателей, как обычно; народ, привыкший затариваться оптом, ломится в большие супермаркеты типа "Новуса" и выстраивается там в стометровые линии с набитыми тележками. Разумно, на самом деле: всего-то пара часов, и ты с запасом. Я хотела пофотографировать опустошенные полки "Новуса", но меня вежливо попросили этого не делать; разумеется, снять я уже успела, но потом решила - и вправду. Сотрудники молодцы, опустошенные полки заполняются оперативно, постоянно подходят фуры с хлебом, фруктами и чем только не. То есть ситуация "у нас нет рыбы, а мяса нет в соседнем, мясном отделе" отсутствует. Присутствуют люди, которые беспокоятся. Их можно понять.
Крупа с полок сметается за раз, кстати. Спиртного почти не берут.
Многие мелкие пункты-продаж-чего-угодно закрыты. Не все.
Кое-какие банкоматы тоже закрыты. Не все.
Те, кому работа позволяет трудиться из дома по удаленке - трудятся из дома. Еще со вчера.
Наземный транспорт ходит - набитый по самую крышу и по девятибалльным штормам пробкам (уточняю, что в Киеве 90% наземного транспорта - это маршрутки разных размеров), порой легче дойти пешком, благо Позняки в тридцати минутах бодрой рысью. Впрочем, смысла доходить не было вплоть до сегодня - метро не работало. Сейчас пустили, но мимо центральных станций поезда ходят не останавливаясь.
На улицах люди. Играют с детьми, выгуливают собак, что-то покупают, разговаривают, толпятся в очередях. Их даже больше, чем в обычный рабочий день в такое время. Кто-то нервничает, кто-то (их больше) - нет, или не показывает.
Разумеется, скорее - не показывает. Ситуация нависает как-то незримо, ясно: что-то изменилось, это не шутка, это серьезно. Но дети все равно воспринимают очереди как приключение. Я тоже - стою, вспоминаю открытие Макдональдса в Москве (не присутствовала лично, видела фотографии), протираю руками замерзшие уши. Ветер истинно апрельский, прохладный.
И книги подыскиваются - случайно, перебором - подходящие. "Отягощенные злом, или сорок лет спустя", "Град обреченный" - ну да это классика. "Нам здесь жить" еще, очень в тему. "Сердца в Атлантиде", опять же. Не в первый раз перечитываю весь цикл "Сердца", а полностью, кажется, поняла только теперь.
За окном февраль, похожий на апрель. Я нарочно не пишу оценок, мнения, ссылок на всякое - мне кажется, оно и так понятно, а если кому-то непонятно - то и объяснять, вероятно, нет смысла. Нам здесь жить. Вам тоже - потому что планета на самом деле одна, даже если кто-то решит, что нам лучше разделиться на клочки земли не больше Лихтенштейна. Нам всем здесь жить.
Обсудить события в Киеве — можно в блоге автора.