Обри Бёрдслей


vittasim, много и интересно пишущая о гравюре и живописи, собрала объёмный материал о художнике Обри Бёрдслее.

Замечательно, что это не просто иллюстрированная картинками биография, но подборка цитат из писем, рассказов друзей и заявлений критиков, освещающая образ жизни, творческие влияния и эволюцию знаменитого графика. Цитат и картинок так много, что они не поместились в один пост. По этому поводу мы советуем внимательно изучить оба.

Первый пост рассказывает о ранних годах художника:

Роберт Болдуин Росс, первый биограф художника, вспоминает: «…Я никогда не забуду своей первой встречи с Бердслеем 14 февраля 1892 года…Хотя и приготовился увидеть необычайную личность, но я не ожидал ее появления в лице юного существа, медленно вошедшего в комнату. Это был робкий, нервный, замкнутый юноша, у которого еще не было той интеллектуальной самоуверенности и непринужденности, которые потом, полтора года спустя были для него так характерны, когда успех его был уже бесспорным. Он принес с собой портфель с замечательными рисунками, сами по себе были подтверждением гения; но я вначале почти не обратил на них никакого внимания – так они были стушеваны странной и очаровательной оригинальностью их автора…»


Эскиз обложки для книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894




Король Мерлин. Иллюстрация для книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894




Титульные заставки для книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894



Сергей Маковский (русский художественный критик и поэт): « незрелые рисунки Бердслея – в манере прерафаэлитов. Те же мечтательные, кельтские профили, те же извивающиеся складки девичьих пеплумов, та же поэзия ранних флорентийцев и венециан, поэзия «Романа Розы» и «Рыцарей круглого стола». В старых итальянских фолиантах XV века находишь заставки и фронтисписы, гравюры на дереве, офорты, удивительно напоминающие рисунки Бердслея за этот период. Он, несомненно, знал их. С самого детства лелеял мысль о возрождении забытой графики юного, готического ренессанса…»

Прочитать первую часть истории Бёрдслея в блоге автора


Вторая часть текста рассказывает о прославивших художника иллюстрациях к произведениям Оскара Уайлда и соприкосновении с широкой публикой:

Николай Евреинов (театральный режиссер, драматург, критик):« «The Yellow Book»…оказался для нового графика тем нужным ему издание, посредством которого он сразу вошел в настоящее соприкосновение с большой публикой…»


Обложка для альманаха «Желтая книга» №4 1895



Таинственный Розовый Сад. Иллюстрация для альманаха «Желтая книга» 1895



Эскиз рекламной листовки к альманаху «Желтая книга» 1895



Из письма Обри Берслея Смитерсу 10 июля 1896 Ипсом
«Дорогой Смитерс! Сегодня утром опять пошла кровь, и последствия этого до сих пор на мне немного отзываются. Днем был доктор и сказал, что, несмотря на новый припадок кровохарканья, я все же на пути к заметному улучшению. Вы заметили нелепую ошибку, с которой «Morning Post» начинает перечень королевских свадебных подарков? «Леди Альстон…»Похищение локона» миссис Бердслей, ею самой иллюстрированное»… Видите, как широко распространены сомнения относительно моего пола…»



Туалет. Иллюстрация к поэме А.Поупа «Похищение локона» 1896



Молитва барона. Иллюстрация к поэме А.Поупа «Похищение локона» 1896



Алексей Сидоров (русский и советский искусствовед): «…Темно связаны с рисунками для «Савоя» одиннадцать иллюстраций для «Похищения локона», маленькой героико-комической поэмы знаменитого английского сатирика XVII века Александра Поупа… Поуп был одним из любимцев Бердслея, и нет сомнения, что его иллюстрации были плодом очень чистосердечного увлечения. Как известно, сюжет «Похищения локона» основан на реальном событии; Бердслей же в свою очередь также, еще небывалым для себя образом придерживается исторической верности. Быть может, именно то обстоятельство, что на рисунках так сказалось его увлечение французскими гравюрами XVIII века в связи с их легкомысленным и очаровательным изяществом, создало широкую популярность этим рисункам…»

Прочесть до конца и обсудить вторую часть истории Бёрдслея в блоге автора