Фильм «Август», недавно с успехом прошедший в российском прокате, снят по одноименной пьесе Трейси Леттса. Именно за это произведение Леттс в 2008 году получил свою Пулитцеровскую премию. Ведущий редактор издательства Астрель-СПб, Ирина Епифанова, сравнивает фильм Джона Уэллса и театральную постановку питерского режиссера Пётра Шерешевского. Чего не хватает Камбербэтчу, что привнесла в свою героиню Мэрил Стрип и как по-разному два режиссера видят финал этой истории.
melicenta77 пишет:
Так часто бывает с книгами и их экранизациями: если сначала прочитал книгу, а уже потом увидел фильм — больше нравится всё-таки книга, и наоборот. Тут со мной вышла почти та же история: сначала, в прошлом сезоне, я посмотрела постановку в театре Ленсовета по пьесе Трейси Леттса, сейчас увидела фильм. Нет, фильм тоже прекрасен, но это, в общем-то, две разных истории и две разные героини в центре.
Итак, вводные данные те же. В одном немаленьком семействе из американской глубинки вдруг пропадает без вести пожилой отец. Остаётся его жена, мать семейства, Вайолет Уэстон — больная раком и подсевшая на таблетки весьма властная дама, а также съезжаются три их взрослых дочери и куча прочих родственников. Естественно, начинаются разборки и торжественное извлечение довольно древних скелетов из шкафов.
Так вот, сначала про фильм. Все, кроме Бенедикта Камбербэтча (ну, на мой взгляд), сыграли безупречно. Невыразимое удовольствие смотреть на игру Джулии Робертс, Марго Мартиндейл, Джульетт Льюис. Камбербэтч, мне кажется, роль Малыша Чарльза не дотянул, не вышел у него образ великовозрастного несчастного и робкого рохли, которого всю жизнь все шпыняют и в первую очередь собственная мамаша и для которого любовь младшей дочери Уэстонов — может быть, последняя надежда в жизни. Всё-таки видно, что сам Камбербэтч — очень уверенный в себе дядька, ему этого не скрыть никакими актёрскими усилиями, впрочем, фильма это не портит.
Прекрасна и Мэрил Стрип в роли Вайолет. Но это не та же Вайолет, что в ленсоветовской постановке, а совсем другая женщина. Да, она властная и экстравагантная, да, она не даёт жизни родне, но при этом её хочется оправдать: она, в общем-то милая, интеллигентная пожилая дама, у которой было тяжёлое детство, истерзанная болезнью, тревогой за мужа и ответственностью перед детьми. И вся остальная родня показана как бы её глазами: они тоже все по-своему милые, чудаковатые, зачастую вызывающие сочувствие. Вайолет в исполнении Мэрил Стрип — тяжёлый, непростой в общении человек, но не стерва. А как она трогательно танцует под пластинку, скинув парик и ероша ёжик едва отросших после химиотерапии волос...
Вайолет в исполнении Елены Комиссаренко не такая. Назвать её милой язык не повернётся ни у кого. Это экстраординарная личность, гротескная, одна на миллионы, и не дай бог оказаться рядом с такой. Постаревшая леди Макбет, у которой в своё время всё получилось, но потом выяснилось, что муж, на которого она делала серьёзные ставки, оказался слабаком (и она свела его в могилу), а о детях и говорить нечего. При всём при том, несмотря на возраст, болезнь и т. п. она всё ещё шикарная женщина, «полюбить — так королеву» — это про неё. Видели бы вы, какой фарс она устраивает из похорон собственного мужа, как жалит, как беспощадно размазывает по столу каждого из присутствующих. И не из стервозной злости, хотя она стерва, это безусловно. Просто для неё существует только одно мерило человеческой значимости — сила. Достойных, равных себе по силе она в своём окружении не находит, а потому позволяет себе с ними не считаться. Здесь родственники тоже показаны глазами Вайолет, только тут они — кучка никчемных слабаков. А она — фигура поистине шекспировского масштаба.
И концовки режиссёры выбрали под стать своим героиням. В фильме все разъезжаются кто куда, но у Вайолет остаётся утешение — верная служанка Джона. Понятно, что дни героини сочтены, но она уйдёт тихо и с миром.
Вайолет в трактовке Елены Комиссаренко, разогнав всех, остаётся совершенно одна, в вакууме. «Нет никого сильнее меня!» — кричит она в пустоту. И действительно нет. Она не смирится и уйдёт страшно, так и не поняв, что в человеческих отношениях главное — вовсе не сила, воля и способность сломать ближнего об колено.
Я бы рекомендовала к просмотру и то и другое. Фильм — настоящая радость для любителей психологических драм. Но и спектакль, если вы в Петербурге или можете приехать, тоже стоит посмотреть, он совсем другой и тоже весьма достойный.
Обсудить фильм и спектакль в блоге автора