Олег Бобрик, обозреватель музыки в жанрах фолк, рок и металл, рассказал о двух противоречивых книгах. Обе повествуют о скандальном образе жизни музыкантов группы Led Zeppelin: об алкоголе, наркотиках, связях с фанатками. Пикантности ситуации придает тот факт, что автор второй книги — Ричард Коул — был тур-менеджером группы на протяжении двенадцати лет. И вместо того, чтобы удерживать музыкантов от пагубного образа жизни, сам активно растлял их:

До сих пор главным трудом на русском языке об истории Led Zeppelin была книга "Взлет и падение", написанная известными рок-персонажами Ильей Кормильцевым и Маргаритой Пушкиной (авторы текстов песен "Нау" и "Арии"), также частично основанной на томике воспоминаний Ричарда Коула, тур-менеджера группы на протяжении двенадцати лет. Его рассказы также составили основу другого известного труда о Led Zeppelin - "Молот богов" Стивена Дэвиса 1985 года, от которой сами музыканты с возмущением открестились. Так как Дэвис, вежливо выслушав автора, вывел Коула частично виновным в создании все того хаоса, что творился вокруг Led Zeppelin, то экс-тур-менеджер решил написать свой собственный труд Stairway to Heaven: Led Zeppelin Uncensored , вышедший в 1992 году и ставший одной из самых известных и скандальных книг за всю историю рок-музыки, а потому неоднократно переиздаваемой. Я читал отрывки из нее на языке оригинала, а вот теперь прочитал обе выпущенные книги на русском языке.

Ричард не был причастен к творчеству, он был ответственен за гастроли и все с этим связанное. Это "все" было настолько глобальным, от выбора залов для выступлений и аренды оборудования до поставки музыкантам бухла, наркоты и шлюх, что Коул стал де-факто шестым по значимости человеком для LZ, после менеджера Питера Гранта. По идее, тур-менеджер - это кроме того нечто вроде комиссара на колесах, который следит, чтобы музыканты вовремя прибыли в нужный город и не выходили на сцену слишком пьяными или обдолбанными, а также в меру удерживать их от разрушительных действий в отношении окружающей обстановки и людей. Ричард понимал свои обязанности несколько привратно, будучи зачинателем экспериментов с веществами и сексуальных экспериментов с фанатками. Так что примерно на 80% - это истории случившиеся с LZ на гастролях и отпусках, сколько и что было выпито, вынюхано, осчастливлено в койке и так далее. Естественно, музыканты этими мемуарами тоже возмутились до глубины души, ведь Роберт Плант был показан между строк нарциссивным и обидчевым истериком и задавакой, Джимми Пейджу приписали обладание коллекции плеток, мазохизм, педофилию и любовь к излишне юным тоненьким брюнеткам, Джон Бонэм был просто этаким монстром разрушения и бездонной алкогольной бочкой, один Джон Пол Джонс был самым тихим из группы (что в общем-то правда), но иногда и его пробивало на безумства. Плюс все члены группы время от времени нюхали кокаин, а потом некоторые перешли на героин. Плюс знатное количество любопытных сексуальных извращений, ставших впоследствии легендарными, вроде "что можно сделать с голыми девками в ванной, живыми осьминогами тоже в ванной и свежепойманной рыбой". В общем, тут всюду энная степень преувеличения, потому что я лично сомневаюсь, что за первых семь лет активности группы тот приписанный музыкантам образ жизни позволил бы им выпустить шесть классических альбомов и провести кучу гастрольных туров, они бы перегорели бы еще скорее. Но то, что рано или поздно даже малая часть приписанного образа жизни вернется бумерангом, доказала история группы во второй половине 70-х. Сам Коул все это время хорошо исполнял свои обязанности, но также все время пил, потреблял таблетки, потом кокаин, потом перешел на героин и в конце концов вошел в такой нарко-штопор, что Питеру Гранту пришлось уволить его. Автор уехал в Италию и продолжал пить и ширяться, но тут помогло несчастье - итальянская полиция приняла его за террориста и продержала пару месяцев в тюрьме, где он несколько отошел от наркоты, но смог окончательно завязать только к середине 80-х.

Поклонникам Led Zeppelin не стоит искать тут нового про создание новых песен - иные статьи в Classic Rock более информативны, чем вся книга. Зато читать в целом прикольно, посколько Коул нарезал свой труд мелкими главами, в каждой из которых есть место и глобальным гастролям, и случившимся в их процессе историями. В целом - идеальный труд на тему "99 безумств, что можно сделать рок-звезде во время турне".

После труда Ричарда Коула начал читать собственно главную биографию группы авторства Стивена Дэвиса, первоначально выпущенную в 1985 году, а потом несколько дополненную в середине 90-х, судя по тому что последнее точно идентифицируемое событие о котором упомянуто в книге - смерть Питера Гранта в январе 1995 года - в ней упомянуто. В чем же отличие этого труда от труда Коула?

В придании музыкальной биографии большего наклона именно в музыку. То есть Дэвис в целом следует канве повествование экс-тур-менеджера LZ с повторением многих историй и даже упоминая о том, что Коул у себя в книге не написал. Но все же Дэвис был еще и музыкальным журналистом и мог грамотно писать о творчестве коллектива. Собственно, в этом и главная заслуга его книги - прослеживание музыкальных корней lZ в американском массиве блюзменов, английской фолк-музыки, влияниях Востока. Тут автора, кстати, постигает стандартная ловушка для всех пишущих о музыке. Пока речь идет о первых двух альбомах, с их богатой палитрой заимствований Дэвис может писать много и подробно, есть простор для сравнения и упоминания тех или иных имен. В целом, если есть что написать, неважно в каком ключе, то надо писать, объем придает значимость собственным словам. По мере того как музыка коллектива начинает развиваться в совершенно неповторимое явление начиная с третьего альбома Дэвису уже явно не хватает аналогов для сравнения и он старается обойтись собственными впечатлениями. Получается забавная вещь: в чисто музыкальной части биографии чем позже выходит альбом, тем меньше о нем написано, причем написано с моей личной журналистской точки зрения иногда спорно. Впрочем, сколько музкритиков, столько и мнений. Только вот непонятно зачем Дэвис занялся во второй половине книги наездами на другие вполне уважаемые коллективы вроде Aerosmith, Heart или Boston обвиняя в подражании LedZep - в популярной музыке ничто не берется ниоткуда, всегда есть тот, кто влияет на другого, подобно тому, что у любого человека есть свои предки. Еще интересен взгляд на сольное творчество музыкантов после распада коллектива.

Еще к заслугаv Дэвиса можно отнести описание социального слоя слушателей музыки коллектива. В отличии от сегодняшних дней, когда классика рок-музыки и альбомы Led Zeppelin в частности считается уделом взрослых людей со сформировавшимися вкусами, аудитория музыкантов в первой половине 70-х была очень молодой - старшие школьники и студенты любящие тяжелую, громкую, агрессивную музыку и обожавшие буянить перед и во время концертов. Эту аудиторию старались беречь и уважать, хотя наиболее буйных иногда били роуди, а то и сам менеджмент коллектива. Ну а главное в книге - это показание единства всех четырех музыкантов как четырех нерушимых элементов деятельности группы Дэвису вполне удалось.

Обсудить в блоге автора
Спасибо за наводку, надо будет почитать!