Питер Брейгель
Питер Брейгель (Старший) (1525—1569)
Одна из гравюр «Семи смертных грехов»
«Гнев», 1558

В конце февраля в российский прокат вышел художественный фильм по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких — «Трудно быть богом». Это последний фильм режиссёра Алексея Германа (1938—2013). Как известно, работа над картиной длилась более 10 лет.

У тех, кто уже посмотрел «Трудно быть богом» — отношение к этому трехчасовому черно-белому фильму очень неоднозначное. Кто-то считает, что это «культурное событие, которое нельзя пропустить». Кто-то убежден, что вам три часа придется «находиться в черепной коробке напуганного злого старика».

Вот, какое впечатление от этого фильма у odalizka:

Это несколько сумбурный пост про фильм "Трудно быть богом", который я посмотрела в выходные.

Я не буду повторять общих мест - про перфекционизм, достоверность, фотографичность каждого кадра и т.п. И я согласна с mi3ch - картинка получилась брейгелевская. Даже нечто среднее между Брейгелем и Босхом, и это невероятно красиво. Я не буду про, гм, своевременность. Я просто советую всем, для кого эта книжка что-то значит - преодолеть свои страхи и сходить в кино, потому что, вне зависимости от злобы дня - это культурное событие, которое нельзя пропустить. Мне прочили, что я могу не высидеть - но высидела я легко, глаза от экрана отводила всего пару раз (вспоротые животы я как-то все-таки не могу, даже черно-белые). Зал был полон, в ходе сеанса ушло от силы человек десять (я думала, будет больше).

И да, я не могу сказать, что до дрожи люблю эту книгу (хотя регулярно перечитываю). Я у Стругацких только "Понедельник" нежно люблю и могу цитировать с любого места, но ТББ, безусловно должное отдаю. А вот Германа как раз очень люблю и ценю. И главное отличие книги от фильма, на мой взгляд - в том, что Румата ни разу не над схваткой. Он уже ассимилирован. Он один из них. Он - внешне - не сверхчеловек. Да и никак свои земные сверхспособности не проявляет. И нет в нем этой рефлексии и некоторой снисходительности, которая в книжке просвечивает постоянно. По горячим следам я написала в фейсбуке, что Герман закопался в деталях и упустил что-то важное, но теперь я понимаю, что я была неправа, что в этом и фишка его видения. Герман намеренно снижает пафос. Все ключевые диалоги - с Рэбой, с Будахом, с Аратой - происходят между делом, в толпе челяди, занимающейся своими делами, шепотком, так, что приходится вслушиваться и ловить каждое слово. Кастинг, кстати - безупречный. Ладно еще найти людей с такими лицами. Но заставить их играть - каждого, даже того, кто на секунду в кадре появляется - я не понимаю, как он это делал.

Мир серости, по Герману - очень душный и тесный. Никакого пространства, ни личного, ни вообще никакого. Серость невозможно стряхнуть с себя, невозможно сдуть с губ, как куриный пух, невозможно раздвинуть, как свисающие с потолка туши животных, веревки и связки лука. И получается, что единственный способ вздохнуть спокойно, побыть одному и посидеть, опустив уставшие ноги в воду - это перебить все живое вокруг...


bug_totem считает, что фильм Германа — это всё равно, что «три часа посмотреть на человеческий мир глазами крысы»:

Не ходите. Не смотрите. Правда.
Хорошо мне не быть профессиональным кинокритиком или медийной фигуркой. Можно сказать, что фильм плох, не боясь, что завтра он получит каннскую ветвь, медведя и оскара в довесок.

Пойдете - придется вам три часа находиться в черепной коробке напуганного злого старика, в которой очень тесно, потому что она заполнена какой-то гнилью, грязью, слизью и невнятным бормотанием. При этом совершенно напрасны надежды на то, что с вами случится в результате какое-нибудь прозрение, катарсис, новый взгляд на вещи. Происходящее в этом фильме не имеет по сути никаких пересечений с реальным миром и не расскажет вам ничего стоящего. Все равно что вам дали бы три часа посмотреть на человеческий мир глазами крысы. Ну ок, посмотрели и пошли домой.

Жаль, пожалуй, всю остальную съемочную группу. Четырнадцать лет сотни людей делали все, что хотел Герман, надеясь вместе с ним проскочить в вечность. Но не выйдет.


Тот самый случай, когда правы оба автора - каждый по-своему. Тут, конечно, намного больше угасающего Германа, чем Стругацких - по духу.
Даже не стоит обсуждения... Спасибо за совет. Наслышан был и так, теперь окончательно удостоверился. Лучше перечитаю книгу.
Фильм и книга совсем про разное. Фильм про героя. Вот просто -- про одного конкретного человека. Всё остальное в нём разной степени уместности декорации. Фильм как раз и провисает в те редкие моменты, когда пытается быть книгой. Книга же это такой краткий курс политологии для юных пионэров, для них и хороша.
Мне первая рецензия больше понравилась,
хотя я не смотрел фильм, и Стругацких не перечитываю!
Жена вот не хочет идти,
напуганная " волком с Уолл стрит")))))
В картинке слишком много уже виденного -- от Сталкеровской сырости и сценок из Рублёва до самоцитат Германа (чему, в общем-то, даже странно удивляться, учитывая операторов). Поэтому визуальный ряд выглядит очень избыточным и от этого не воспринимается совершенно. Кроме редких сцен ("Рыба любит молоко", диалог с Аратой). Но фильм -- в чём, на мой взгляд, его коренное отличие от Хрусталёва (вот это действительно фильм для глаз) -- не оставляет ощущения безысходности и не запоминается изображением. В нём как-то всё самой разумеется. Ну и Ярмольник очень хорош. Кроме редких моментов, где из фильма начинают давить книгу. Тогда, по-моему, органика прерывается. Но только на секунды.

Edited at 2014-03-14 09:22 am (UTC)
Ну наконец-то нашлась внятная и образованная женщина, чьи слова о ТББ хотя бы соответствуют действительности. Явно пришлось уважаемой редакции поработать золотодобытчиками.
Аж полегчало на душе. Всё думал, что треск разрываемых тельняшек в патриотических визгах заглушит слабый голос важнейшего события в русском кинематографе.