
В понедельник проект санкций против России будет рассмотрен на заседании министров иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе. Уже к вечеру этого дня станет понятно, попадёт ли государство в экономическую и политическую блокаду из-за неоднозначных действий в отношении Украины.
Относиться к происходящему в Крыму можно по-разному. Можно, как федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, использовать термин «аннексия». Можно считать, что это попытка отстоять геополитические интересы Российской Федерации (в конце концов, в Крыму находится военный комплекс базы Российского Черноморского флота).
А можно, как это сделали экономисты, просто просчитать, какие санкции могут принять против России, и чем наше правительство может реально ответить на них Западу.
Самое важное, что нас экономически связывает с Европой, — поставка нефти и газа. Разумно, предположить, что санкции коснутся и этого направления сотрудничества. На вопрос, кому от урезания поставок российских нефтепродуктов будет хуже, блогеры отвечают по-разному:

На втором рисунке таблица с конкретными значениями внешней торговли в 2013 году, ВВП стран ЕС, Японии и США в 2012 году и оценка потерь ВВП России и ЕС в случае полномасштабных санкций. В случае полного прекращения торговли с ЕС Россия потеряет порядка 419 млрд.$, а ЕС потеряет с учетом энергетических проблем порядка 1336 млрд.$, то есть более чем в 3 раза больше. Кроме того, экспорт энергии намного проще развернуть в те же страны ЮВА, чем странам Европы найти столь же масштабный рынок для своих товаров и создать энергетическую инфраструктуру для приема энергии не из России. Таким образом, реально потери Европы могут быть еще более значительны.
Экономический ЖЖ-пророк
Стратегический госрезерв нефти создан США в период объявленного арабскими странами в 1973-1974 эмбарго на поставки нефти в США и страны Западной Европы.
Цель создания резерва – компенсация дефицита нефти на рынке во время проблем с поставками таковой.
Размер резерва на 7 марта 2014 года – 696 млн. баррелей.
Все 4 нефтехранилища находятся на восточном (аталантическом т.е. европейском) побережье США, два в Техасе и два в Луизиане – то есть в районах нефтедобычи.
Специально отмечу, что нет ни одного нефтехранилища на западном, тихоокеанском побережье, а ведь дефицит нефти в 1973-74 гг. охватил всю территорию США, а не только их атлантическое побережье.
Вывод: в реальности гесрезерв нефти США имеет целью не только поставки таковой на рынок самих США, но и поставки нефти в Западную Европу.
… несмотря на последовавшие затем уверения американцев, факт поставки четко привязан к украинско-крымским событиям, точнее имеет таковые в виде причины.
В 2013 году Россия экспортировала в страны ЕС 1,124 млрд. баррелей сырой нефти и порядка 730 млн. баррелей нефтепродуктов – т.е. (берем очень грубо, фактически приравнивая нефтепродукты к нефти) 1,86 млрд. баррелей.
5 млн. «американских» баррелей в пересчете на год – это 365*5млн. = 1,82 млрд. баррелей.
Вывод: перед нами достаточно прозрачный «намек» на то, что Россия может полностью лишиться экспорта нефти и нефтепродуктов в ЕС.
США могут поставить в Европы до 50% своего госрезерва. Т.е. порядка 350 млн. баррелей, что позволит Европе продержаться на них от 70 до 120 дней, чего вполне хватит для того, что бы Саудовская Аравия и Иран (санкции отменяются аккурат с 1 июня) привели в рабочее состояние свои простаивающие мощности, арендовали дополнительные танкеры, отработали логистику и решили вопросы с увеличением перевалки нефти.
Кроме того
- Саудовская Аравия, Ливия, Иран и Ирак в срок до конца 2014 года способны полностью заменить Россию на рынке стран ЕС – и исполнены желанием это сделать.
- США, Катар, Иран (и кстати Курдистан) в срок до 5 лет способны практически полностью заменить Россию на рынке газа стран ЕС – и так же исполнены желанием это сделать.
Проректор НИУ ВШЭ
…
Отчасти то же самое относится и к санкциям против компаний [менее сильным, чем экспроприация]. Это возможно применительно к российским компаниям — они уязвимы потому, что многих из них являются частично государственными (вред им — это «санкции»). Надо надеяться, что до этого не дойдёт.
На такие санкции можно ответить «симметрично», хотя сложнее — американских-то государственных компаний нет. Ну и вообще любые санкции против компании, работающей в России — это и удар по нашим гражданам и фирмам, потому что повышает цены.
Их не волнует, что население стремительно бросилось покупать валюту, забирая депозиты из банков. А снижение депозитов в банковской системе заставляет банки продавать свои активы, еще больше снижая цены на них. И это в экономике, где из-за резкого роста политических рисков цены активов ушли до неприлично низкого уровня.
Их не волнует то, что отныне российские компании, получая кредиты на внешних рынках, должны будут платить повышенные процентные ставки. И что по причине резко возросших политических рисков иностранные инвесторы, анализируя преимущества и недостатки различных стран, будут ставить в графе «Россия» дополнительный жирный минус.
Вы знаете, мне кажется, что экономика не простит такого отношения к себе. Я не готов спрогнозировать, каким образом она (экономика) нанесет ответный удар. Но то, что он состоится, у меня нет сомнений.
Чтобы совсем не удручаться, как у нас все плохо и может стать еще хуже, можно попытаться взглянуть на Крым и причину введения санкций против РФ глазами иностранца.
...
Причины у столь негативной — на моей памяти, беспрецедентно негативной реакции — могут быть довольно глубокими. Например, большинство европейских стран пострадало от гитлеровской Германии — большая часть Европы находилась под жестокой оккупацией (и во Франции, и в Дании казнили заложников за одного убитого немца, не только в России). Сама мысль, что в Крыму повторяется история Австрии и Судет — я не говорю, что это хорошая аналогия — так и общественное мнение складывается не из мнений интеллектуалов, которые хорошо видят различие, сама мысль создаёт крайне негативный фон. То же самое в Америке — сотни тысяч американцев, погибших в боях за Европу могут казаться нам мелочью по сравнению с нашими потерями, но они-то погибли за освобождение других стран и поэтому отношение американцев к территориальной агрессии отрицательно. (Впрочем, историческое отношение к любой территориальной империи может играть роль. А вот, интересно, обертонов «холодной войны» почти не слышно.) Про Польшу, Чехию, Венгрию (относительно бедные страны, которые могут сильно пострадать из-за газовых санкций) и говорить нечего.
Коротко говоря, ещё недавно казалось, что полное или частичное газовое эмбарго невозможно из-за слишком высоких издержек для европейских стран, в том числе Восточной Европы. Однако сейчас, мне кажется, и такую возможность нужно серьёзно рассматривать.
В общем, незаменимых не бывает. Европа и США готовы к другим сценариям поставки нефти и газа. Готова ли Россия?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →