
Фото
Дмитрия Чистопрудова
Фотограф
В моем подъезде живет слепой дедушка. Живет один. Каждый день, напевая какие-то песенки, он выходит на улицу, проходит вокруг дома на ощупь, иногда заходит в магазин за продуктами. У подъезда он делает зарядку и кормит голубей. Зрение он потерял не так давно и хорошо помнит, как выглядел окружающий его мир.
Но есть люди, которые не видят с рождения. Еще страшнее, когда человек и слеп и глух одновременно. Для таких людей с раннего детства тактильные ощущения — это единственная связь с окружающим миром.
Сегодня в Сочи закрывается Паралимпиада. С одной стороны, это было спортивное событие: за наших спортсменов всегда приятно поболеть, и в этот раз команда России опередила всех с большим отрывом. С другой стороны, это безусловно событие культурное. Событие как повод подумать и почувствовать кое-что непривычное по отношению к инвалидам. Не сочувствие или жалость, нет. Уважение, сопереживание и где-то даже зависть — не к успехам спорсменов, а к тому, какая сила воли помогла им прийти к победе.
В этот день я решил опубликовать необычную для себя серию фотографий из уникального и единственного в России детского дома для слепоглухих, который находится в Сергиевом Посаде. Часто ли вы задумываетесь, как живут и чем занимаются обычные инвалиды? Не спортсмены-олимпийцы, а девочки и мальчики школьного и дошкольного возраста. Скажу сразу, увиденное меня поразило.

1. При входе в здание я получил короткую инструкцию — движение по коридорам детдома правостороннее. Точнее — дети передвигаются по правой стороне коридора, персонал по левой. Так можно избежать столкновений.

2. Внутренние помещения просторные и не загромождены мебелью.

3. Сегодня в детдоме находится более двухсот детей с различными нарушениями зрения и слуха. Кто-то слабо видит, но ничего не слышит, кто-то наоборот. Есть дети, которые ничего не видят и не слышат одновременно. А так — это самые обычные дети. Они носятся по коридорам, смеются, играют и общаются друг с другом. И нужно им не так много вещей, чтобы почувствовать себя комфортно. Их потребности нематериальны: ласка, забота, общение. Кстати, в этот дом можно приезжать в качестве волонтера.

5. Столовая. Ножи и вилки детям выдают без ограничений.

8. В таких условиях ограниченные возможности становятся почти неограниченными. Детский дом в Сергиевом Посаде — единственное в своем роде учебное заведение в РФ, где работают с детьми с такими проблемами. Преподаватели здесь — это профессионалы и энтузиасты, они даже разработали программу переподготовки педагогов (тифлосуропереводчиков) для работы в регионах (http://www.deafblind.ru/rus/centr/). Ведь здесь учится только 209 детей, а сколько их по всей стране?

9. Так происходит процесс общения: слова передаются прикосновениями.

10. Максим выступает на сцене и очень смущается. Еще совсем недавно он не умел ходить, не то что танцевать. Этому его научили в детском доме.

11. Для слепоглухих не существует телевизоров и игровых приставок, но все время расписано поминутно — дети учатся полезному и интересному каждый день, и не успевают скучать.

12. Это «тактильное» расписание занятий на день, формат — собственное изобретение детского дома. Такое расписание позволяет слепоглухим детям получить «ниточку» информации из нашего мира и понимать, что их ждет в течении дня. Дети все время чем-то заняты, такое ощущение, что им не дают скучать ни на минуту.

13. Правописание: ученик работает со шрифтом Брайля, а для преподавателя на карточках изображены буквы.

14. Похоже на скраббл, но на самом деле это обучение алфавиту.
Но есть люди, которые не видят с рождения. Еще страшнее, когда человек и слеп и глух одновременно. Для таких людей с раннего детства тактильные ощущения — это единственная связь с окружающим миром.
Сегодня в Сочи закрывается Паралимпиада. С одной стороны, это было спортивное событие: за наших спортсменов всегда приятно поболеть, и в этот раз команда России опередила всех с большим отрывом. С другой стороны, это безусловно событие культурное. Событие как повод подумать и почувствовать кое-что непривычное по отношению к инвалидам. Не сочувствие или жалость, нет. Уважение, сопереживание и где-то даже зависть — не к успехам спорсменов, а к тому, какая сила воли помогла им прийти к победе.
В этот день я решил опубликовать необычную для себя серию фотографий из уникального и единственного в России детского дома для слепоглухих, который находится в Сергиевом Посаде. Часто ли вы задумываетесь, как живут и чем занимаются обычные инвалиды? Не спортсмены-олимпийцы, а девочки и мальчики школьного и дошкольного возраста. Скажу сразу, увиденное меня поразило.

1. При входе в здание я получил короткую инструкцию — движение по коридорам детдома правостороннее. Точнее — дети передвигаются по правой стороне коридора, персонал по левой. Так можно избежать столкновений.

2. Внутренние помещения просторные и не загромождены мебелью.

3. Сегодня в детдоме находится более двухсот детей с различными нарушениями зрения и слуха. Кто-то слабо видит, но ничего не слышит, кто-то наоборот. Есть дети, которые ничего не видят и не слышат одновременно. А так — это самые обычные дети. Они носятся по коридорам, смеются, играют и общаются друг с другом. И нужно им не так много вещей, чтобы почувствовать себя комфортно. Их потребности нематериальны: ласка, забота, общение. Кстати, в этот дом можно приезжать в качестве волонтера.

5. Столовая. Ножи и вилки детям выдают без ограничений.

8. В таких условиях ограниченные возможности становятся почти неограниченными. Детский дом в Сергиевом Посаде — единственное в своем роде учебное заведение в РФ, где работают с детьми с такими проблемами. Преподаватели здесь — это профессионалы и энтузиасты, они даже разработали программу переподготовки педагогов (тифлосуропереводчиков) для работы в регионах (http://www.deafblind.ru/rus/centr/). Ведь здесь учится только 209 детей, а сколько их по всей стране?

9. Так происходит процесс общения: слова передаются прикосновениями.

10. Максим выступает на сцене и очень смущается. Еще совсем недавно он не умел ходить, не то что танцевать. Этому его научили в детском доме.

11. Для слепоглухих не существует телевизоров и игровых приставок, но все время расписано поминутно — дети учатся полезному и интересному каждый день, и не успевают скучать.

12. Это «тактильное» расписание занятий на день, формат — собственное изобретение детского дома. Такое расписание позволяет слепоглухим детям получить «ниточку» информации из нашего мира и понимать, что их ждет в течении дня. Дети все время чем-то заняты, такое ощущение, что им не дают скучать ни на минуту.

13. Правописание: ученик работает со шрифтом Брайля, а для преподавателя на карточках изображены буквы.

14. Похоже на скраббл, но на самом деле это обучение алфавиту.
Продолжение фоторепортажа в блоге автора