
Принято считать, что воображение — лучший друг писателя. Метафора про «флейту водосточных труб» — вершина поэтического творчества, а создать текст, который хочется «растаскать на цитаты» — желанная цель любого автора. Но не все так просто. Блогер с красноречивым ником
Я редко появляюсь в сети, но иногда встречаются вещи, о которых я не могу не сказать. Одна из этих вещей — афористичность. Это тот случай, когда речь выглядит набором афоризмов — коротких и ёмких, что называется, «фраз в себе».
Как-то обычно считается, что афористичность — это хорошо. Не могу сказать, что в этом виновато — наследие серебряного века или совсем недавние рок-звёзды. Но сам факт сомнению не подлежит.
На любом сервере стихов добрая половина поэтов считают, что чем больше нагородил замысловатых фразочек, тем лучше. Большинство из них не имеют никакого смысла, да и не могут иметь, потому что несвязанные фразы если и выглядят красиво, то сюжет образовать не смогут и никакой идеи не выразят. Максимум на что они способны — это выглядеть подобным образом:
Как в небе детский шар, стоят миры — не важно
В предвечном свете ли, в кромешной стылой мгле;
Меж ними и трусит кораблик твой бумажный,
Простой внесрочный борт — к неведомой земле...»
Владимир Мялин
Получившийся компот сливается в сеть и остаётся там навечно.
Что самое грустное, автор даже не видит, в чём проблема. Для него нет ничего зазорного в том, чтобы написать «фортуна примеряет часовой пояс верности смертницы». Конечно, ответить на вопрос «что значит это словосочетание?» он не сможет, но это и неважно, ведь звучит-то хорошо.
Такой поэт может найти миллион оправданий тому, что пишет именно так.
Он может сказать: «я переплетаю паутину слов». И поди объясни ему, что в паутине можно только запутаться и умереть.
Или может сказать: «я пишу фразы, из которых каждый сам выбирает что ему понравится». Я знаю таких людей: им просто невозможно объяснить, что никто по своей воле не станет выбирать из мусорного ведра именно те фразы, которые ему понравятся. Гораздо проще прочитать стихотворение, которое понравится от начала и до конца.
Афористичность — как чума. Если человек научится думать исключительно короткими фразами, то связывать их между собой станет для него непосильной задачей. Он так и будет вечно писать стихи, в которых каждая следующая строчка посвящена чему-то новому и никак не стыкуется с предыдущими. Его стихи будут разваливаться, вылетать из памяти, оставаться незамеченными. Смысл его стихов сможет сформулировать только он — да и у него получится что-то вроде «Нууу... это о любви, а третья строчка — аллюзия на Шерлока». Всё закончится тем, что он будет писать что-то такое:
Кафешка. Красный свет.
Озябшая луна.
На свете счастья нет,
И здесь не дохрена,
Но все-таки покой,
Сравнительный уют,
И денежки — рекой,
И девочки поют,
И черная вода
Кофейных серенад
Глотает вместо льда
Подмокший рафинад...»
Дмитрий Коломенский
От таких стихов недолго впасть в страшный грех уныния и разбазаривания свободного времени, а оттуда уже недалеко и до непочитания Священного дня отдохновения — Субботы. Однажды встав на эту наклонную плоскость, никогда не знаешь, где сможешь остановиться, и сможешь ли.
Кстати, цитируемые отрывки взяты из конкурса сайт shihi.ru на премию народный поэт.
Как-то обычно считается, что афористичность — это хорошо. Не могу сказать, что в этом виновато — наследие серебряного века или совсем недавние рок-звёзды. Но сам факт сомнению не подлежит.
На любом сервере стихов добрая половина поэтов считают, что чем больше нагородил замысловатых фразочек, тем лучше. Большинство из них не имеют никакого смысла, да и не могут иметь, потому что несвязанные фразы если и выглядят красиво, то сюжет образовать не смогут и никакой идеи не выразят. Максимум на что они способны — это выглядеть подобным образом:
Как в небе детский шар, стоят миры — не важно
В предвечном свете ли, в кромешной стылой мгле;
Меж ними и трусит кораблик твой бумажный,
Простой внесрочный борт — к неведомой земле...»
Владимир Мялин
Получившийся компот сливается в сеть и остаётся там навечно.
Что самое грустное, автор даже не видит, в чём проблема. Для него нет ничего зазорного в том, чтобы написать «фортуна примеряет часовой пояс верности смертницы». Конечно, ответить на вопрос «что значит это словосочетание?» он не сможет, но это и неважно, ведь звучит-то хорошо.
Такой поэт может найти миллион оправданий тому, что пишет именно так.
Он может сказать: «я переплетаю паутину слов». И поди объясни ему, что в паутине можно только запутаться и умереть.
Или может сказать: «я пишу фразы, из которых каждый сам выбирает что ему понравится». Я знаю таких людей: им просто невозможно объяснить, что никто по своей воле не станет выбирать из мусорного ведра именно те фразы, которые ему понравятся. Гораздо проще прочитать стихотворение, которое понравится от начала и до конца.
Афористичность — как чума. Если человек научится думать исключительно короткими фразами, то связывать их между собой станет для него непосильной задачей. Он так и будет вечно писать стихи, в которых каждая следующая строчка посвящена чему-то новому и никак не стыкуется с предыдущими. Его стихи будут разваливаться, вылетать из памяти, оставаться незамеченными. Смысл его стихов сможет сформулировать только он — да и у него получится что-то вроде «Нууу... это о любви, а третья строчка — аллюзия на Шерлока». Всё закончится тем, что он будет писать что-то такое:
Кафешка. Красный свет.
Озябшая луна.
На свете счастья нет,
И здесь не дохрена,
Но все-таки покой,
Сравнительный уют,
И денежки — рекой,
И девочки поют,
И черная вода
Кофейных серенад
Глотает вместо льда
Подмокший рафинад...»
Дмитрий Коломенский
От таких стихов недолго впасть в страшный грех уныния и разбазаривания свободного времени, а оттуда уже недалеко и до непочитания Священного дня отдохновения — Субботы. Однажды встав на эту наклонную плоскость, никогда не знаешь, где сможешь остановиться, и сможешь ли.
Кстати, цитируемые отрывки взяты из конкурса сайт shihi.ru на премию народный поэт.
Обсудить в блоге автора