Несколько дней назад депутаты украинской Верховной Рады сделали ряд заявлений, представляющих большой интерес. Депутаты предлагают выйти из «Договора о нераспространении ядерного оружия» и отозвать подпись из-под Будапештского меморандума. Кроме того, уже появились предложения сделать Украину новой ядерной державой. Эти шаги, как утверждается, смогут повысить обороноспособность государства и обеспечить его безопасность.
Заявления депутатов Рады выглядят очень смелыми и многообещающими. Но сможет ли Украина в ближайшем будущем создать собственные стратегические ядерные силы? Одесский журналист
Преследуемые цели
Поводом для появления столь серьезных предложений стали последние события вокруг Крыма, которые авторы законопроекта именуют «войсковой агрессией Российской Федерации». Кроме того, депутаты Рады ссылаются на т.н. Будапештский меморандум, подписанный в декабре 1994 года. В соответствии с этим документом официальный Киев отказывался от ядерного оружия, а Россия, Великобритания и США брали на себя ряд обязательств, связанных с территориальной целостностью и независимостью Украины. Теперь же, по мнению авторов законопроекта, Россия нарушила условия Будапештского меморандума и ввела войска на украинскую территорию. Поскольку Россия располагает крупными запасами ядерных вооружений, группа депутатов Верховной Рады предлагает воспользоваться X статьей Договора о нераспространении ядерного оружия и выйти из этого соглашения, поскольку участие в нем может иметь негативные последствия для интересов страны.

Помимо участия в подготовке законопроекта депутат С. Каплин, занимающий должность секретаря профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, сделал важное заявление о некоторых последствиях выхода из международных соглашений. По его словам, Украина может и должна создать собственное ядерное оружие, которое будет призвано сдерживать потенциальных противников от нападения. В эфире телеканала «112 Украина» депутат Каплин рассказал о своих консультациях со специалистами и сделал соответствующие выводы. Он полагает, что Украина располагает почти всем необходимым оборудованием и технологиями для производства собственного ядерного оружия:: на полноценное возобновление производства уйдет два года, а стоимость программы будет примерно равна 3,4 миллиарда американских долларов.
Таким образом, выход из ДНЯО позволит Украине начать соответствующие научные и конструкторские работы, результатом которых должен стать старт производства соответствующих вооружений. Став ядерной державой, Украина сможет обеспечить свою безопасность, используя отлаженные механизмы т.н. ядерного сдерживания. Таким способом предлагается защитить государство от возможных нападений третьих стран.

Объекты ядерной инфраструктуры Украины (с) Госкомитет по ядерному регулирования Украины via Український Мілітарний Портал (U.T.A.G)
Технологии и производство
С. Каплин утверждает, что Украина имеет все возможности для создания ядерного оружия за исключением центрифуг. Все прочее, необходимое для создания и развития ядерных вооружений, имеется и может использоваться. Более того, состояние этой «материальной части» таково, что позволяет начать производство атомных боеприпасов в течение нескольких следующих лет.
Следует отметить, Украина действительно располагает некоторыми технологиями в ядерной области. В первую очередь это развитая ядерная энергетика. Четыре используемые атомные электростанции имеют в общей сложности 15 энергоблоков. Генерируемая ими мощность более 13 тыс мегаватт обеспечивает почти половину от общих нужд страны. В середине прошлого десятилетия разрабатывались планы по модернизации ядерной энергетики, в соответствии с которыми на территории Украины предполагалось построить не менее 10 новых энергоблоков. Это позволило бы стране вывести из эксплуатации несколько старых энергоблоков, а также повысить общие показатели отрасли. Осуществлять строительство новых энергоблоков и АЭС предполагалось при содействии российских специалистов.
Кроме того, Украина имеет собственные запасы урана – более 60 тыс тонн. Атомные электростанции страны потребляют порядка 2800 тонн топлива в год, а годовой уровень добычи не превышает 950-960 тонн. Имеются планы по увеличению добычи, однако в будущем, по-видимому, Украине придется продолжать закупки топлива для АЭС за рубежом. В 2010 году украинская национальная компания «Энергоатом» подписала контракт с российской «ТВЭЛ» договор, в соответствии с которым последняя до 2030 года будет поставлять готовые тепловыделяющие сборки. За счет этих и предыдущих поставок покрывается разница между необходимым количеством ядерного топлива и добываемым.
Имеющиеся у Украины предприятия позволяют лишь обслуживать эксплуатируемые атомные электростанции. Иные направления ядерной отрасли пока недоступны для украинской промышленности. По вполне понятным причинам отсутствие соответствующих технологий и предприятий не позволит украинским специалистам сразу начать производство готовых к использованию ядерных боеприпасов. Сначала им придется провести массу исследовательских работ, которые позволят начать строительство экспериментального оборудования. Доводка последнего, в свою очередь, тоже будет связана с серьезными трудностями, прямо влияющими на сроки и стоимость всей ядерной программы. Таким образом, реальная продолжительность и стоимость работ могут быть в разы больше заявленных С. Каплиным значений.
Военной ядерной программе Украины придется стартовать фактически с нуля, из-за чего на работы могут уйти годы или даже десятилетия, а общая стоимость всех проектов легко выйдет на уровень нескольких десятков миллиардов долларов. В качестве подтверждения этого предположения можно рассматривать соответствующие программы ядерных держав, получивших этот статус в последние десятилетия, или стран, пытающихся создать ядерное оружие. К примеру, первый иранский ядерный реактор появился еще в 1967 году, но эта страна до сих пор не построила ни одной атомной бомбы, хотя, по некоторым данным, уже располагает необходимым количеством обогащенного урана. Общие затраты на всю ядерную программу Ирана оцениваются в 40-50 миллиардов долларов, не считая потерь от экономических санкций. Развитие иранской ядерной отрасли постоянно вызывает претензии со стороны третьих стран, из-за чего Иран регулярно подвергается различным санкциям. КНДР, построившая некоторое количество ядерных боезарядов и объявившая об этом, усложнила свое и без того непростое положение на международной арене.
Читать полностью и обсудить в блоге автораПоводом для появления столь серьезных предложений стали последние события вокруг Крыма, которые авторы законопроекта именуют «войсковой агрессией Российской Федерации». Кроме того, депутаты Рады ссылаются на т.н. Будапештский меморандум, подписанный в декабре 1994 года. В соответствии с этим документом официальный Киев отказывался от ядерного оружия, а Россия, Великобритания и США брали на себя ряд обязательств, связанных с территориальной целостностью и независимостью Украины. Теперь же, по мнению авторов законопроекта, Россия нарушила условия Будапештского меморандума и ввела войска на украинскую территорию. Поскольку Россия располагает крупными запасами ядерных вооружений, группа депутатов Верховной Рады предлагает воспользоваться X статьей Договора о нераспространении ядерного оружия и выйти из этого соглашения, поскольку участие в нем может иметь негативные последствия для интересов страны.

Помимо участия в подготовке законопроекта депутат С. Каплин, занимающий должность секретаря профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, сделал важное заявление о некоторых последствиях выхода из международных соглашений. По его словам, Украина может и должна создать собственное ядерное оружие, которое будет призвано сдерживать потенциальных противников от нападения. В эфире телеканала «112 Украина» депутат Каплин рассказал о своих консультациях со специалистами и сделал соответствующие выводы. Он полагает, что Украина располагает почти всем необходимым оборудованием и технологиями для производства собственного ядерного оружия:: на полноценное возобновление производства уйдет два года, а стоимость программы будет примерно равна 3,4 миллиарда американских долларов.
Таким образом, выход из ДНЯО позволит Украине начать соответствующие научные и конструкторские работы, результатом которых должен стать старт производства соответствующих вооружений. Став ядерной державой, Украина сможет обеспечить свою безопасность, используя отлаженные механизмы т.н. ядерного сдерживания. Таким способом предлагается защитить государство от возможных нападений третьих стран.

Объекты ядерной инфраструктуры Украины (с) Госкомитет по ядерному регулирования Украины via Український Мілітарний Портал (U.T.A.G)
Технологии и производство
С. Каплин утверждает, что Украина имеет все возможности для создания ядерного оружия за исключением центрифуг. Все прочее, необходимое для создания и развития ядерных вооружений, имеется и может использоваться. Более того, состояние этой «материальной части» таково, что позволяет начать производство атомных боеприпасов в течение нескольких следующих лет.
Следует отметить, Украина действительно располагает некоторыми технологиями в ядерной области. В первую очередь это развитая ядерная энергетика. Четыре используемые атомные электростанции имеют в общей сложности 15 энергоблоков. Генерируемая ими мощность более 13 тыс мегаватт обеспечивает почти половину от общих нужд страны. В середине прошлого десятилетия разрабатывались планы по модернизации ядерной энергетики, в соответствии с которыми на территории Украины предполагалось построить не менее 10 новых энергоблоков. Это позволило бы стране вывести из эксплуатации несколько старых энергоблоков, а также повысить общие показатели отрасли. Осуществлять строительство новых энергоблоков и АЭС предполагалось при содействии российских специалистов.
Кроме того, Украина имеет собственные запасы урана – более 60 тыс тонн. Атомные электростанции страны потребляют порядка 2800 тонн топлива в год, а годовой уровень добычи не превышает 950-960 тонн. Имеются планы по увеличению добычи, однако в будущем, по-видимому, Украине придется продолжать закупки топлива для АЭС за рубежом. В 2010 году украинская национальная компания «Энергоатом» подписала контракт с российской «ТВЭЛ» договор, в соответствии с которым последняя до 2030 года будет поставлять готовые тепловыделяющие сборки. За счет этих и предыдущих поставок покрывается разница между необходимым количеством ядерного топлива и добываемым.
Имеющиеся у Украины предприятия позволяют лишь обслуживать эксплуатируемые атомные электростанции. Иные направления ядерной отрасли пока недоступны для украинской промышленности. По вполне понятным причинам отсутствие соответствующих технологий и предприятий не позволит украинским специалистам сразу начать производство готовых к использованию ядерных боеприпасов. Сначала им придется провести массу исследовательских работ, которые позволят начать строительство экспериментального оборудования. Доводка последнего, в свою очередь, тоже будет связана с серьезными трудностями, прямо влияющими на сроки и стоимость всей ядерной программы. Таким образом, реальная продолжительность и стоимость работ могут быть в разы больше заявленных С. Каплиным значений.
Военной ядерной программе Украины придется стартовать фактически с нуля, из-за чего на работы могут уйти годы или даже десятилетия, а общая стоимость всех проектов легко выйдет на уровень нескольких десятков миллиардов долларов. В качестве подтверждения этого предположения можно рассматривать соответствующие программы ядерных держав, получивших этот статус в последние десятилетия, или стран, пытающихся создать ядерное оружие. К примеру, первый иранский ядерный реактор появился еще в 1967 году, но эта страна до сих пор не построила ни одной атомной бомбы, хотя, по некоторым данным, уже располагает необходимым количеством обогащенного урана. Общие затраты на всю ядерную программу Ирана оцениваются в 40-50 миллиардов долларов, не считая потерь от экономических санкций. Развитие иранской ядерной отрасли постоянно вызывает претензии со стороны третьих стран, из-за чего Иран регулярно подвергается различным санкциям. КНДР, построившая некоторое количество ядерных боезарядов и объявившая об этом, усложнила свое и без того непростое положение на международной арене.