
© NASA
В сети расходятся пугающие слухи о приостановке сотрудничества NASA с Федеральным космическим агентством. Такая перспектива взбудоражила не только научную общественность, но и самые разные слои населения на двух континентах. Насколько серьёзно стоит относиться к подобным слухам, каких областей может коснутся прекращение космической дружбы России и США, и чья сторона пострадает больше — на эти вопросы отвечают космические эксперты.
С утра "гудит как улей родной завод". Одна новость интереснее другой.
"NASA приостановило сотрудничество с Роскосмосом".
Итак, отставить панику.
0) Информации ещё слишком мало, любые комментарии – фантазии экспертов, не более.
1) Документа нет, есть филькина грамота, выпущенная в основном для собственной публики - чтобы продемонстрировать хоть какую-то деятельность.
2) Прошу перечислить крупные проекты (кроме МКС), где Россия сотрудничает именно с NASA, а не с отдельными частными американскими и европейскими компаниями.
3) Насчет МКС вообще смешно - "я с тобой развожусь, но на обед хотел бы по–прежнему заходить - уж больно вкусно ты готовишь".
4) Перейти на свои средства доставки космонавтов и грузов на МКС американцы собирались уже очень давно, просто сроки у них постоянно переносились. Никакой неожиданности для России в этом нет.
5) В крупные проекты (вроде закрытого Constellation) нас официально никто никогда и не звал. Были консультации на уровне фирм – Boeing с “Энергией”, например. И на этом всё.
6) Элементная база у них лучше, денег больше, промышленность хорошая, Маск молодец, но аналог РД-180 им клепать лет пять, а “Драконы” сертифицировать и доводить до пилотируемого состояния – года два минимум (планировали вообще на 2017ый, но могут ускориться, наверное).
7) В качестве шутки – что отключат наш нейтронный детектор на Curiosity? О да, это смертельный удар по России и нашей космической отрасли. Да и не будет этого никогда - ибо им самим невыгодно (как и с МКС).
8) Да, может немного просесть рынок запусков (американские аппараты на наших ракетах) - но их доля не определяющая. Более того (по слухам, конечно) - сейчас мы продаем "Протоны" почти по себестоимости - практически без прибыли. Наш космический бюджет, кстати, второй (или второй-третий - на уровне Европы, в общем) после NASA - около 200 млрд. рублей. 6-7 коммерческих "Протонов" - от силы 15-20 млрд. дополнительного оборота (не прибыли) в год. Кроме того, не все коммерческие пуски - американские аппараты.
9) Единственная тревожная новость (снова слух) - якобы выгнали российскую команду "Морского старта".
Но напомню - "Морской старт" - собственность России - 95% акций наши. У Boeing - 3%, у норвежской фирмы Aker Kværner, которая делала платформу - 2%.
Реальные санкции не в этой филькиной грамоте, а в прекращении поставок комплектующих. Причем, например, критичных для ГЛОНАСС. Вот там уже возникли проблемы.
P.S. Буду рад, если кто-то укажет мне на ошибки и предоставит дополнительную информацию.
UPD 1. (4.04.2014). "Госдепартамент США утверждает, что не отдавал NASA и другим ведомствам распоряжений о прекращении сотрудничества с Россией в рамках введенных в отношении Москвы санкций."Я знаю, что были некоторые ошибочные сообщения о том, что госдепартамент велел им так сделать. Как бы мне ни хотелось отдавать распоряжения NASA, мы этого не делаем", - заявила на брифинге официальный представитель американского внешнеполитичекого ведомства Мари Харф. Стенограмма брифинга опубликована на сайте Госдепа".
Впрочем, не всё так однозначно.
Во-первых, не надо обижаться на НАСА или учёных, которые там работают. Никто из них не счастлив от ограничения научных контактов. Очевидно, что НАСА стало заложником политической ситуации, и это решение продиктовано политикой Белого Дома, которая, в свою очередь, обусловлена не только кризисом вокруг Украины, но и острой внутриполитической борьбой. Сенатор Маккейн, который, полагаю, узнал о существовании Крыма месяц назад, активно использует эту тему, чтобы быть острой занозой в мягком месте нынешней администрации, лидеру которой он так сокрушительно приграл президентские выборы.
Во-вторых, не нужно делать резких движений, потому что суть "остановки сотрудничества" пока чрезвычайно мутна. Пилотируемые полеты и космическую станцию сразу вынесли за скобки - потому что последствия тут были бы более, чем плачевны. Далее, научные поездки в Россию накрылись точно, потому что международные поездки даже контракторов визируются в НАСА. COSPAR, если отношения быстро не потеплеют, значительно пострадает. Насчет контактов и е-мейлов - как следует из разьяснения НАСА (см статью в газете.ру), речь идет о контактах высокого уровня - между представителями НАСА и Роскосмосом, рядовые ученые под ограничения не попадают, а также ИКИ и другие институты РАН. Что же касается НАСА - то понятие сотрудник НАСА варьируется в зависимости от ситуации. Если я сделал что-то хорошее (открыл след Челябинского болида), то в пресс-релизе НАСА называет меня сотрудником. Если же в предпраздничный день федеральные служащие отпускаются домой пораньше, то НАСА вспоминает от том, что есть госслужащие и есть контрактники. Попадают ли под эти новые правила контрактники? Пока непонятно, потому что ни я, ни мои коллеги по компании не имеем никаких официальных сообщений НАСА по поводу новой политики, хотя мы систематически получаем на наши адреса nasa.gov (контрактники НАСА имеют их наряду с госслужащими) меморандумы от Болдена. Это может означать, что новая политика НАСА не распространяется на контрактников, по крайней мере сидящих вне стен НАСА. Это сразу выводит JPL, управляющей большей частью межпланетного флота научных станций, включая марсоходы, за пределы этих ограничений, потому что JPL финансируется НАСА, но формально принадлежит университету. Это же касается и других участников космических исследований типа APL. Еще более сложен вопрос о международных проектах или межведомственных проектах, в которые входят не только НАСА, но и НОАА (как спутник "Суоми"). В таких случах НАСА тем более не может делать резких движений. Это, конечно, мои соображения, но не думаю, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти будет отключать российские приборы на американском марсоходе. То есть, пока принята декларация об ограничении сотрудничества, а её практическая реализация пока по большей части туманна. Так что, если возможно, то надо продолжать работать в российско-американских космических проектах, и размышлять над загадками природы, как и раньше, не делая необдуманных движений. Мы учёные, а не политики, поэтому нам глупости не к лицу.
Обсудить в блоге автораВо-вторых, не нужно делать резких движений, потому что суть "остановки сотрудничества" пока чрезвычайно мутна. Пилотируемые полеты и космическую станцию сразу вынесли за скобки - потому что последствия тут были бы более, чем плачевны. Далее, научные поездки в Россию накрылись точно, потому что международные поездки даже контракторов визируются в НАСА. COSPAR, если отношения быстро не потеплеют, значительно пострадает. Насчет контактов и е-мейлов - как следует из разьяснения НАСА (см статью в газете.ру), речь идет о контактах высокого уровня - между представителями НАСА и Роскосмосом, рядовые ученые под ограничения не попадают, а также ИКИ и другие институты РАН. Что же касается НАСА - то понятие сотрудник НАСА варьируется в зависимости от ситуации. Если я сделал что-то хорошее (открыл след Челябинского болида), то в пресс-релизе НАСА называет меня сотрудником. Если же в предпраздничный день федеральные служащие отпускаются домой пораньше, то НАСА вспоминает от том, что есть госслужащие и есть контрактники. Попадают ли под эти новые правила контрактники? Пока непонятно, потому что ни я, ни мои коллеги по компании не имеем никаких официальных сообщений НАСА по поводу новой политики, хотя мы систематически получаем на наши адреса nasa.gov (контрактники НАСА имеют их наряду с госслужащими) меморандумы от Болдена. Это может означать, что новая политика НАСА не распространяется на контрактников, по крайней мере сидящих вне стен НАСА. Это сразу выводит JPL, управляющей большей частью межпланетного флота научных станций, включая марсоходы, за пределы этих ограничений, потому что JPL финансируется НАСА, но формально принадлежит университету. Это же касается и других участников космических исследований типа APL. Еще более сложен вопрос о международных проектах или межведомственных проектах, в которые входят не только НАСА, но и НОАА (как спутник "Суоми"). В таких случах НАСА тем более не может делать резких движений. Это, конечно, мои соображения, но не думаю, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти будет отключать российские приборы на американском марсоходе. То есть, пока принята декларация об ограничении сотрудничества, а её практическая реализация пока по большей части туманна. Так что, если возможно, то надо продолжать работать в российско-американских космических проектах, и размышлять над загадками природы, как и раньше, не делая необдуманных движений. Мы учёные, а не политики, поэтому нам глупости не к лицу.
Ну вот нифига эти американцы не патриоты, если конечно следовать российской точке зрения на патриотизм.
Поливают конгресс, Буша, Обаму, свою родную администрацию и кретинов бюрократов вообще.
А вот с другой стороны, читать приятно. Думают люди. И не боятся думать.
https://plus.google.com/+NASA/posts/eihoeSm5fVy
Ну и немножко по теме. Станция спроектирована так, что Российский Сегмент может существовать на орбите без Американского.
А вот Американский, Европейский и Японский без российского существовать не могут. И я говорю не о кораблях доставки экипажей.
На сегодня и на следующие минимум 3-4 года это только российские Союзы. Я говорю о том, что если Россия решит закрыть люки
и отстегнуть свой сегмент от МКС, то Российский Сегмент останеться на орбите как независимая Российская Орбитальная Станция,
а все остальные Интернациональные Партнеры сгорят в атмосфере. Причем совершенно непонятно над чьей головой из живущих сегодня
на Планете это произойдет. Вот идешь так по улице, а тебе хрясь по маковке. Здравствуй, япона модуль!
Обсудить в блоге автораПоливают конгресс, Буша, Обаму, свою родную администрацию и кретинов бюрократов вообще.
А вот с другой стороны, читать приятно. Думают люди. И не боятся думать.
https://plus.google.com/+NASA/posts/eihoeSm5fVy
Ну и немножко по теме. Станция спроектирована так, что Российский Сегмент может существовать на орбите без Американского.
А вот Американский, Европейский и Японский без российского существовать не могут. И я говорю не о кораблях доставки экипажей.
На сегодня и на следующие минимум 3-4 года это только российские Союзы. Я говорю о том, что если Россия решит закрыть люки
и отстегнуть свой сегмент от МКС, то Российский Сегмент останеться на орбите как независимая Российская Орбитальная Станция,
а все остальные Интернациональные Партнеры сгорят в атмосфере. Причем совершенно непонятно над чьей головой из живущих сегодня
на Планете это произойдет. Вот идешь так по улице, а тебе хрясь по маковке. Здравствуй, япона модуль!
Затем продолжает разъяснение:
К сожалению никто так и не прокомментировал комментарии американцев к новости о запрете НАСА продолжать деловые отношения с Россией,в областях не касающихся МКС. Ожидаемо все набросились на мой вброс об отделении Российского сегмента.
В перепосте сразу нарисовалось огромное количество "специалистов" ну и конечно патриотов. Патриотизм естественно чисто российский, где все вокруг дерьмо, а в середине Илья Муромец на белом коне и в белом смокинге.
Очень хорошая иллюстрация для сравнения с американским форумом.
Ну а сегодня обсудили новость с коллегами из НАСА. Без рефлексии, чисто по деловому. Надо сказать, что традиционно международную космическую программу
держали вне политики. Я даже слышал, что есть какой-то договор между спецслужбами не вербовать агентов среди вовлеченных в программу специалистов.
А тут такое. Честно говоря, как мордой об стол. Американцы, надо сказать в легком шоке. Запрещено общение на любых уровнях, включая электронную
почту и телефонные переговоры. Все всегда понимали, что у каждой страны есть свои технические секреты. Что можно, что нельзе обсуждать, какие технические и
технологические данные нельзя передавать в каждой стране строго регулируется циркулярами "экспорт контроля". Но, чтобы вот так начисто, по политическим
соображением запретить ЛЮБОЕ общение, для американцев это чистый нонсенс.
Но, меж собой все равно обсуждают, этого никто запретить не может и нет таких технических средств запрета.
Короткие выводы американских коллег:
1. Они там наверху совсем ума лишились.
2. Санкции ударят больнее по Америке, чем по России. Дело в том, что вне программы МКС сотруничество довольно слабое. Работают в основном частные компании, естественно под надзором НАСА. И вот по этим компаниям и пришелся основной удар. Заморожены контакты и проекты. Т.е заморожены инвестированные средства.
Работники компаний, вовлеченные в интернациональные проекты остались пока не у дел. В основном работали над новыми технологиями. Теперь все встало.
Выигравших нет и быть не может.
3. Поскольку вне МКС находиться приблизительно 10% всей интернациональной космической активности, гнать волну и устраивать разборки с писемеркой за ради такого мизера совершенно неразумно и даже вредно. Рикошетом все равно ударит по МКС. Ведь неясно, как ответит Россия, и более глупого способа узнать этот ответ просто не придумать. Короче, политики накосячили, а отвечают опять технари. Тоись оне там у себя воюют, ну а нас здесь толкают к ссоре. За их, мне совершенно непонатные идеалы (скорее ЯКОБЫ идеалы).
И еще раз для особо одаренных. Разделять Станцию на сегменты никто не будет. Теоретически это может быть и возможно, практически нет.
Прорвемся! И еще этим мудакам по самые гланды задвинем, что бы не повадно было гадить!
Читаю и плачу...