
Если котик кажется милым — это паразит диктует вам свою волю. Фотография: Thinkstock
Мы привыкли, что котики милые. Сама мысль о том, что котики являются ничем иным, как гнездовым паразитом, не приходит в голову обычному человеку. Но давайте посмотрим в лицо фактам, как бы сильно они не противоречили нашему личному опыту, эмоциям и интуиции. Котики умело манипулируют сознанием хозяев, формируя у тех устойчивую зависимость от общения с собой, и получая взамен корм, защиту и помощь в распространении.
Кандидат биологических наук и научный журналист


Если что-то нам кажется милым или привлекательным, скорее всего, – это не просто так. Самый простой пример – привлекательность женщин для мужчин. Почему женщины привлекательны? Все дело в естественном отборе: те мужчины, для которых женщины не были привлекательными, намного реже оставляли потомство (этот аргумент работает для обоих полов). Вот такой парадокс: мы (мужчины) думаем, что хотим заняться сексом с девушкой потому, что она нам нравится. На самом деле она нам нравится, чтобы мы хотели заняться с ней сексом. Похожий эволюционный принцип объясняет, почему маленькие дети кажутся нам милыми и вызывают теплые родительские чувства: если бы дети не вызывали своим видом таких чувств, они бы не выжили, а их родители не передали бы свои гены в следующее поколение. Аналогично, нам кажется вкусной и аппетитной та пища, употребление которой (или ее ингредиентов) помогало выживать нашим предкам. Но привлекательность, аппетитность и симпатичность бывают и обманчивыми. Например, рыба удильщик имеет специальный вырост на голове, вроде удочки, на конце которой привлекательная приманка. Тот, кто подплывает близко к приманке, рискует быть съеденным.

В своей книге “Паразит – царь природы” (Parasite Rex) Карл Циммер (Carl Zimmer) делает интересное наблюдение. В то время как образ жизни паразита внутри хозяина очень распространен у червей и членистоногих, позвоночные животные редко являются внутренними паразитами (отчасти из-за крупных размеров). Позвоночным скорее свойственен внешний паразитизм, хотя и тот достаточно редок и можно привести лишь небольшое количество примеров.
Пресноводная паразитическая рыбка Candiru обитает в Амазонке и селится в жабрах более крупных рыб. Существуют анекдотические рассказы о нападении таких рыбок на человека, что якобы они могут почуять запах мочи, выпрыгнуть из воды и пробраться в уретру. По-видимому, на самом деле эти рыбки не используют[1] запах мочи для охоты и не залезают в уретру против тока мочи (это очень похоже на миф), но они могут пробраться в тело женщины, в вагинальный канал. Другой пример внешнего паразитизма – миноги, присасывающиеся к рыбам.
Но чтобы быть паразитом, вовсе не обязательно присасываться к своей жертве или проникать в ее внутренности. Гнездовые паразиты вроде кукушки откладывают свои яйца в чужие гнезда. При этом в ходе эволюции у них выработался ряд приспособлений, способствующих тому, чтобы хозяин заботился о птенцах паразита. Во-первых, сами яйца паразитов похожи на яйца хозяина. Во-вторых, паразиты могут выкинуть несколько яиц хозяина, когда откладывают свои яйца. Это одновременно уменьшает конкуренцию за пищу для птенца паразита и уменьшает риск того, что паразит будет обнаружен. Птенцы паразитов, как правило, вылупляются раньше и более крупными, чем птенцы хозяев. Они тоже могут выкинуть или убить других птенцов. Кроме того, птенцы кукушки могут подражать голосам птенцов хозяев и сигнализировать “приемным родителям” о голоде, постоянно отправляя их на поиск пищи. Кукушонку нужно больше пищи, чем птенцу хозяина, поэтому кукушонок притворяется не одним птенцом, а множеством птенцов: выпрашивает больше еды, как голосом[2], так и своим внешним видом. Часть крыла кукушонка может быть раскрашена таким образом, чтобы выглядеть как внутренняя часть клюва птенцов хозяина, что создает иллюзию множества открытых голодных ртов[3].
Кстати, подобный зрительный обман в мире животных встречается довольно часто. Например, голодные птенцы серебристой чайки клюют красную точку на нижней стороне клюва родителя, выпрашивая еду. Эти птенцы намного сильнее реагируют на искусственный “супер стимул” в виде красной спицы с тремя белыми повязками, чем на точную реплику клюва родителя (красная точка на желтом фоне). А жуки из рода Julodimorpha принимают за партнеров для спаривания пустые пивные бутылки определенного типа[4]. За последнее открытие, кстати, дали шнобелевскую премию. Как правило, даже самцы нашего вида Homo sapiens не столь охотно меняют партнершу на бутылку. Зато для человека, возможно, своеобразным “супер стимулом” является искусство и современная кулинария.

Так или иначе, часто гнездовому паразиту удается убедить хозяина в том, что он – хороший, милый, что он – член семьи и что его нужно покормить. Ничего не напоминает? Какая адаптация может быть лучше для паразита, чем та, при которой хозяин любит своего паразита, заботится о нем как родитель и вообще не воспринимает как паразита?
Котики. Мы привыкли, что котики милые. Сама мысль о том, что котики являются не чем иным, как гнездовым паразитом не приходит в голову обычному человеку. Но давайте посмотрим в лицо фактам, как бы сильно они не противоречили нашим чувствам, эмоциям и интуиции. Люди кормят котиков и ничего не получают взамен. Напротив, тратят на них свое время и деньги. Даже если не брать в учет вред от поврежденной мебели и одежды, пакетик кошачьего корма стоит в среднем рублей пятнадцать. Может быть, это и не очень много, но в месяц на одного котика выходит примерно столько же, сколько уходит на безлимитный интернет в Москве. При этом подписка на котика осуществляется на всю жизнь четвероногого любимца. Да-да, на всю его не слишком короткую жизнь! А некоторые люди содержат множество котиков!
Допустим, ваш котик, будучи не слишком смышленым паразитом, прогрыз диван, описал ваш любимый свитер и нагадил на кровать. Вы его выгоните вон? Скорее всего, такая мысль придет вам в голову, но осуществить ее на практике вы едва ли сможете, когда котик посмотрит на вас жалобными глазами “кота из Шрека”, мурлыкнет и потрется шерстью о вашу ногу. Так силен контроль этого паразита над вашим мозгом!
Возможно, был период в истории человечества, когда котики ловили мышей и защищали хранилища зерна от грызунов и других вредителей. Но эта эпоха симбиоза давно закончилась, по крайней мере, в крупных городах. Теперь котики эволюционируют не по пути хороших охотников, а по пути увеличения их привлекательности для человека: чтобы человек покормил и принес котика в свое гнездо, т.е. в свой дом. Кто-то скажет, что котики полезны человеку тем, что поднимают ему настроение своим мурлыканьем. Но с эволюционной точки зрения это простая манипуляция сознанием хозяина. Это чем-то напоминает то, как гусеницы рода Maculinea манипулируют муравьями рода Myrmica, притворяясь их личинками. Муравьи находят таких гусениц и относят в муравейник, где кормят этих халявщиков, причем заботятся о них даже лучше, чем о собственных личинках. Да и вообще есть множество примеров паразитов, управляющих поведением своих хозяев.

Так что в следующий раз, когда вы посмотрите на своего маленького милого пушистого котенка знайте: это – маленький милый пушистый паразит и манипулятор. Не то, что лисички!
P.S. А все-таки, по поводу секса с бутылками и жуков-извращенцев: депутат Виталий Милонов (к слову, «специалист по пигидиям насекомых») определенно должен обратить внимание на эту проблему и запретить ввоз в Россию этих австралийских жуков, всем своим естеством символизирующих крайне пренебрежительное отношение к традиционным семейным ценностям и не скрываемую русофобию. Не допустим пропаганду бутылочных извращений и стеклотарафилии среди несовершеннолетних!
Список литературы:
1. Spotte S, Petry P, Zuanon JAS: Experiments on the Feeding Behavior of the Hematophagous Candiru, Vandellia cf. Plazaii. Environmental Biology of Fishes 2001, 60(4):459-464.
2. Kilner RM, Davies NB: How selfish is a cuckoo chick? Animal behaviour 1999, 58(4):797-808.
3. Tanaka KD, Ueda K: Horsfield's hawk-cuckoo nestlings simulate multiple gapes for begging. Science 2005, 308(5722):653.
4. T. GD, F. RDC: Beetles on the Bottle: Male Buprestids Mistake Stubbies for Females (Coleoptera). Australian Journal of Entomology 1983, 22(1):79-80.
Обсудить в блоге автора
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →